Уход на запасной аэродром: что делать?

Иногда бывает так, что самолёт приземляется вовсе не там, где планировалось, а на запасном аэродроме. Решение об уходе на запасной (точнее, запасный с ударением на второй слог) принимает исключительно командир воздушного судна — никто не может заставить его сделать выбор, хотя диспетчеры, конечно же, рекомендуют те или иные действия в зависимости от ситуации. Однако в любом случае это происходит не спонтанно. При составлении плана полёта обязательно рассчитываются и запасные аэродромы на всем пути следования. Более того, если где-то запасный аэродром оказывается закрыт — маршрут могут поменять прямо в полёте таким образом, чтобы на каждом из этапов полета запасный аэродром был в зоне досягаемости, обновлённый план полёта в этом случае обычно передают на борт по ACARS. А при полетах через океан приходится даже специально лететь не кратчайшим путём, а так, чтобы быть в зоне досягаемости запасных аэродромов, способных принять конкретный тип ВС. Что делать, если пришлось садиться не там?

flightplan

В плане полёта обязательно указываются запасные аэродромы в виде ИКАО-кодов. В данном примере вместо Сочи можно оказаться в Анапе или в Краснодаре.

Причиной ухода на запасной аэродром может быть внезапная поломка, медицинские показания для кого-то из пассажиров или членов экипажа (стало плохо на борту), авиадебош (причем все затраты на внеплановую посадку потом отсудят у виновника беспорядков) или, банально, нелётная погода в аэропорту назначения или его закрытие, например, по плану «Ковёр», когда из соображений безопасности воздушное пространство открыто только для военных самолётов. Насчёт метеоусловий необходимо пояснение: у разных типов воздушных судов могут быть разные метеоминимумы, то есть, допуски по видимости, скорости ветра и т.п. Поэтому одни самолёты садятся, а другие нет. И у разных экипажей могут быть разные метеоминимумы — то есть, в зависимости от опыта людей за штурвалами даже два одинаковых «Боинга 737-800» могут не сесть друг за другом: кому-то можно, а кому-то придется лететь на запасной. Причём, если погода в аэропорту назначения нелётная или там введён «Ковёр» уже к моменту вылета, то самолёт и не будет никуда вылетать, а рейс будет задержан или отменён.

Плотный туман может помешать посадке.

Плотный туман может помешать посадке.

Итак, вы приземлились на запасном аэродроме. Самый лучший вариант — это если посадка произошла из-за дебоша или плохого самочувствия кого-то из пассажиров: их высадят для принятия соответствующих мер и вы отправитесь дальше, и задержка будет невелика. При незначительной поломке в крупном аэропорту проблема тоже будет решена быстро, и вас отправят дальше довольно скоро, даже не высаживая из самолёта. Вообще при уходе на запасной аэродром вероятнее всего вы просто просидите в своём кресле в течение всего пребывания там: не стоит рассчитывать на то, что вы зарулите к телетрапу и перейдёте в уютный бизнес-зал.

Неизвестно, что хуже - сидеть несколько часов в неподвижном самолете или в переполненном терминале.

Неизвестно, что хуже — сидеть несколько часов в неподвижном самолете или в переполненном терминале.

Впрочем, не стоит забывать про время работы экипажа: если «смена» закончится, то при всем желании улететь не получится. В аэропорту базирования ещё можно найти резервный экипаж, что, правда, потребует дополнительного времени, а вот за его пределами пилоты просто отправятся в гостиницу спать.

И если становится понятно, что в обозримом будущем вы никуда не улетите, начинается самое интересное. Из самолёта вас высадят. Правда, далеко не сразу, поскольку вы для аэропорта — внеплановый рейс, и нужно найти стоянку, трапы, автобусы и т.п. — просто так они обычно простаивают лишь в незагруженных аэропортах. А если при «Ковре» вся Москва летит в Питер, то можно прождать на перроне всю ночь. Затем авиакомпания будет решать, что делать дальше. Если вы находитесь в крупном узловом аэропорту, то, как и при отмене рейса, вас направят в пункт назначения альтернативным маршрутом. Грубо говоря, если вы летели из Дюссельдорфа в Санкт-Петербург через Москву, а сели в Минске, то вас теоретически могут отправить потом рейсом из Минска в Санкт-Петербург, чтобы вы быстрее оказались в пункте назначения. Можно, кстати, для этого не стоять в очереди у стойки, а позвонить в колл-центр авиакомпании (а у многих зарубежных для этих случаев есть отдельный номер, обозначенный «irregular operations»). Если расстояние между запасным аэродромом и аэропортом прибытия невелико, а непогода обещает бушевать еще долго — возможна организация альтернативного трансфера на поезде или автобусе. Можно, кстати, попытаться вернуть деньги за «неудачный» сегмент и улететь, куда нужно, самостоятельно, однако если альтернативный транспорт был предоставлен, сделать это будет нелегко.

Amadeus предлагает целую CRM-систему для irregular operations.

Amadeus предлагает целую CRM-систему для irregular operations.

Попав в здание аэровокзала, лучше не выходить за пределы «чистой зоны», т.к. у вас, скорее всего, не будет посадочного талона, и снова пройти через контроль будет затруднительно. Кроме того, если запасной аэродром находится в стране, в которую у вас нет визы, вас никуда и не выпустят. В ряде случаев, если задержка очень продолжительная, и аэропорт международный, пассажирам могут поставить временную визу (emergency visa), однако чаще всего она предназначается только для тех, кому стало плохо на борту и требуется немедленная госпитализация. У обычных же людей чаще всего просто собирают паспорта и везут в гостиницу (требования по предоставлению еды, воды и ночлега при посадке на запасном аэродроме такие же, как при задержке рейса). А в некоторых аэропортах (например, в Швейцарии) доступны автобусные туры по городу для трансферных пассажиров — и некоторые авиакомпании пользуются такой возможностью, чтобы застрявших в середине пути развлечь; в Интернете есть свидетельства о том, что на них возили пассажиров «Аэрофлота» и «России».

Впрочем, сесть вы можете и на военном, а то и на заброшенном аэродроме в какой-нибудь глуши — тогда никаких развлечений не будет, а спать вас положат всех вместе в казарме или в сельской школе.

Казарма - это вам не "Хилтон", но лучше, чем сидеть 20 часов в самолете.

Казарма — это вам не «Хилтон», но лучше, чем сидеть 20 часов в самолете.

Важно помнить, что при посадке на запасном аэродроме никто не будет выгружать из самолёта ваш багаж: как минимум это дополнительное время и деньги, а ведь бывает и так, что в аэропорту вылета багаж загрузили в контейнеры, а на запасном системы разгрузки и загрузки контейнеров нет, так что это невозможно даже физически. Поэтому предметы первой необходимости — от зубной щётки до зарядки для телефона — нужно всегда брать с собой в ручную кладь.

В ряде случаев посадка на запасном аэродроме может стать и вовсе приятным сюрпризом: например, если вы летите в Санкт-Петербург с пересадкой в Москве, а командир решил сажать самолет в аэропорту Пулково. Или в самой Москве уйти во Внуково вместо Шереметьево, а вы живете на Юго-Западе. В этом случае, если задержка продолжительная и вас выпускают из самолета, можно сразу же отправиться домой — если, конечно, у вас нет багажа. Впрочем, багаж можно и не забирать, а приехать за ним в аэропорт назначения позднее: он будет ждать вас в КНБ (комнате невостребованного багажа) аэропорта назначения.

Илья Шатилин

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Comment
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии