Что делать, когда отменили авиарейс?

Отмена авиарейсов — ситуация неприятная, но периодически случающаяся. Не следует путать ее с задержкой: в первом случае вы все-таки улетите своим рейсом, но позже, а вот во втором вообще рискуете остаться дома. Не стоит путать отмену с изменениями в расписании: если вашего любимого рейса в 23:00 в пятницу больше нет, а он есть в четверг в 12:00 — отменой это можно назвать только в бытовых понятиях, а не в авиационных. Почему случаются отмены и что делать в том случае, если это произошло? Отмена рейса может происходить по разным причинам. От маркетинговых (например, компании не удалось продать сколь-либо значимое количество билетов ни в одну, ни в другую сторону и размер компенсаций купившим билеты меньше размера убытков от выполнения рейса) до технических — например, обнаруженная неисправность самолета при отсутствии резервных бортов или же просто нелетная погода в аэропорту вылета или назначения: во время стихийных бедствий, например, рейсы отменяются десятками и сотнями.

Итак, рейс отменен. Хуже всего, если вы узнали об этом в аэропорту, лучше — заранее, но в любом случае у вас теперь есть несколько вариантов дальнейших действий. В большинстве случаев авиакомпания отправит вас в пункт назначения одним из следующих рейсов, по возможности поставив на него борты большей вместимости. Если в ваш пункт назначения выполняется несколько рейсов в день, оттуда вы никуда не летите и никаких срочных дел там нет (например, речь идет о возврате в выходные в Москву из командировки в Петербурге), то именно такой вариант и нужно выбирать.

Если же из пункта назначения вы летите куда-то дальше, да и частота рейсов невелика, стыковки могут «съехать» и ваше путешествие может запросто превратиться в многочасовое сидение в аэропортах. В этом случае авиакомпания может отправить вас в пункт назначения альтернативным маршрутом, задействуя как собственные рейсы, так и рейсы авиакомпаний-партнеров, с которыми заключены интерлайн-соглашения (а лучше всего это работает в пределах одного авиаальянса). Однако имейте в виду, что работает это только в случае единого бронирования: если вы самостоятельно планируете путешествие и решили, например, улететь «Аэрофлотом» из Москвы в Таллин, а там пересесть на RyanAir до Дюссельдорфа, купив, соответственно, два билета, то в Дюссельдорф вас «Аэрофлот» не отправит.

Возможность использовать альтернативный маршрут пригодится, если вас ждет какое-то важное мероприятие, например, концерт или конференция, на которое следующим рейсом вы тоже не успеете. Кстати, по этой причине всегда лучше покупать билеты с запасом по времени, чтобы прибыть в пункт назначения хотя бы за день до события. Экономия времени (или денег на лишнюю ночь в гостинице) может обернуться тем, что при короткой по длительности поездке вы прилетите в аэропорт назначения и тут же улетите обратно на этом же самолете.

Еще сложнее ситуация, когда отмена рейса настигает вас в транзитном аэропорту. Здесь в дополнение к вариантам «следующий рейс» и «альтернативный маршрут» добавляется третий — возврат домой. Однако первые два могут осложниться визовыми ограничениями: если у вас нет полноценной визы, дающей право въезда в транзитную страну, то вам придется ждать следующего рейса не в уютной гостинице, а в чистой зоне аэропорта. Однако не стоит отчаиваться: следует попробовать получить в аэропорту так называемую emergency visa, то есть, «визу для экстренных случаев» на 24 часа. С ней вы не только спокойно отправитесь в гостиницу, но и сможете погулять в новом для себя городе. Правда, дают ее далеко не всем — на то она и «экстренная», так что можете попробовать придумать историю о том, что вам срочно нужно купить редкое лекарство или что-то в таком духе.

Если вы летите приличной авиакомпанией, то все варианты дальнейших действий при отмене рейса вам предложит и организует ее представительство. Найти представителей можно в офисе авиакомпании, имеющемся в аэропорту, либо на стойке регистрации, либо у гейтов — в общем, где-то их выловить можно. Не забудьте, кстати, спросить о багаже: возможно, вам нужно будет получить его в транзитном аэропорту, а может быть, его без выдачи перерегистрируют на другой рейс. Если же совсем никого найти не удается (что крайне маловероятно, но все же) — придется звонить в колл-центр, а потом требовать компенсации расходов на связь.

Кстати, о компенсациях. Если вы решили не лететь, то вам в любом случае вернут стоимость всех неиспользованных сегментов (в том числе обратного билета, если вы возвращаетесь домой из транзитного аэропорта). Если же вы решили лететь следующим рейсом или альтернативными маршрутами, то ситуация может развиваться по-разному. Отмена рейса по метеоусловиям или другим «уважительным» причинам не предполагает вообще никаких особенных компенсаций: в этом случае действуют те же правила, что и при задержках — бесплатное питание, связь, размещение в гостинице (включая транспортировку). Если авиакомпания их не организует, то можно заплатить за все самостоятельно, сохранив чеки и потом предъявив авиакомпании претензию. Если затраты будут «разумно необходимыми» (то есть, вы не поедете в Negresco есть омаров при возможности вылететь через два часа), их компенсируют.

Впоследствии можно получить денежную компенсацию и за сам факт отмены рейса. В Европе она регулируется директивой EU261/2004, согласно которой при расстоянии до 1500 км выплачивается 200 евро, при расстоянии свыше 1500 км по Европе или 1500-3000 км по другим направлениям — 400 евро, и в прочих случаях — 600 евро. Однако если задержка при полете следующим рейсом или по альтернативному маршруту не превышает 4 часов, то все суммы делятся пополам.

Российский же Воздушный Кодекс в статье 120 гласит: «За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы». Поэтому требовать компенсации придется в рамках общего законодательства, а именно, ст. 784 Гражданского кодекса РФ, согласно которой услуга перевозки предоставляется на основании договора (авиабилета), содержащего существенные условия её оказания, в т.ч. время отправления. Далее, в соответствии со ст. 28 Закона «О защите прав потребителей», если исполнитель нарушил сроки оказания услуги, потребитель по своему выбору вправе назначить исполнителю новый срок; поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; потребовать уменьшения цены за оказание услуги; отказаться от исполнения договора об оказании услуги. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги.

На практике это означает, что вы можете или вернуть деньги, или купить билет другой авиакомпании, за который вам будет полагаться компенсация, при этом также можно отсудить компенсацию, например, за пропущенный концерт или за невозвратную бронь отеля. Однако все это вам придется доказывать в суде, так что запаситесь нервами: он может и отказать. «Уменьшение цены» — вопрос тоже в каждом случае индивидуальный, никаких фиксированных сумм здесь нет.

Илья Шатилин

Подписаться
Уведомить о
guest

25 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Константин
Константин
9 лет назад

Добрый день!

Подскажите на что я могу рассчитывать.
Приобрели билеты Москва — Коломбо авиакомпании eithad на ноябрь месяц.
Билеты с пересадкой в обе стороны. Вчера прислали информацию что отменили по одному рейсу в каждую сторону и предложили замену при которой время стыковки между рейсами увеличивается с 1,5 до 9 часов. Что нас соответственно не устраивает.

Если я все верно прочитал в Вашей статье то должен быть возврат суммы в полном объеме и за все 4 рейса.

Спасибо!

Frequentflyers
Frequentflyers
9 лет назад
Ответить на  Константин

Конечно, должны вернуть за все четыре рейса. Но проверьте, существует ли какой-то альтернативный маршрут, близкий по цене, иначе в Коломбо можно оказаться за существенно большие деньги.

Константин
Константин
9 лет назад
Ответить на  Frequentflyers

Да в том то и дело что существует альтернативный вариант на 15 тысяч дешевле за 2 билета. Там и стыковки хорошие и Эмирейтс ))
Как говорится что не делается все к лучшему, так что есть соблазн сэкономить 15 тысяч и Эмирейтсом полетать (давно хотелось).

Evgeny Kulagin
Evgeny Kulagin
9 лет назад
Ответить на  Константин

Разумеется, если вы не хотите лететь вернут всю сумму. Но если лететь всё же хотите, я бы на вашем месте попросил у них оплатить вам гостиницу на длинные пересадки. Шанс что они это сделают — есть. Заодно и Абу дали посмотрите

Марина
Марина
7 лет назад

Приобрела в турфирме путёвку в Индию (даты тура 29.12.2016 -12.01.2017), оплатила визу и через эту турфирму купила авиабилеты. Однако 29.12 авиакомпания Airarabia отменила авиарейсы в Шаржу (место пересадки на рейс и Ченнаи — стартовый грод по программе тура) в связи с якобы погодными условиями — офиц. версия туман. Вылетов не было до 5 января и никакие другие альтернативные варианты мне не были предложены. Деньги за неиспользованные билеты авиакомпания вернула. Но могу ли я расчитывать на компенсацию стоимости тура и вызы. И если да, то в каком размере и кто должен компенсировать мои убытки.