Кто приходит устраиваться бортпроводником в «Победу» и почему через час остается только треть претендентов

Так сложилось, что я прилетел в Санкт-Петербург 25 мая, улетел 27 мая, а 26 мая в аэропорту Пулково «Победа» проводила очередное групповое собеседование для приема на работу бортпроводников. Сам бог велел на такое сходить – нет, не в качестве кандидата, а по приглашению Ласло Сабо, директора по сервису «Победы», в ведении которого находится в том числе и служба бортпроводников.

Лоукостер сейчас наращивает флот, поэтому активно набирает экипажи – а желающих много, все-таки налет (от которого и зависит зарплата) здесь сейчас самый большой в стране – по 80-90 часов. Процесс собеседования организован совсем не так, как при устройстве на обычную работу: не нужно составлять резюме и ждать, пока вам позвонят. Опыт работы в принципе не важен: все равно как бортпроводник вы ноль и нужно пройти двухмесячное обучение, причем по 6 дней в неделю.

Поэтому все желающие в назначенное время собираются в небольшой аудитории в аэропорту, где их встречают Виктория – начальник отделения кабинных экипажей и Яна – бортпроводник-рекрутер.

Первым делом собравшимся вообще рассказывают о том, что такое авиакомпания «Победа» и как устроена работа бортпроводника. Например, о том, что зарплата складывается из оклада, оплаты за лётный час и надбавки за качество, а также надбавок за ночные рейсы и за вредность (но молоко не дают, всё деньгами). Плюс доплата за знание английского языка. В результате бортпроводник зарабатывает не менее 80 тысяч рублей в месяц, что для Санкт-Петербурга, да тем более вчерашнего студента, например – отличная зарплата. К тому же, есть «плюшки»: вроде отпуска до 70 дней или больших скидок на билеты для всей семьи (до 90% по ID90Travel).

Также рассказывают о перспективах карьерного роста, хотя они тут в пределах специальности: директором авиакомпании вас вряд ли возьмут. Сначала нужно сделать 8 рейсов с инструктором, чтобы перейти в стажеры. Потом один месяц поработать стажером, следующие ступени – это обычный бортпроводник, старший бортпроводник экипажа и бортпроводник-инструктор.

Обучение бесплатное, и даже выплачивается стипендия порядка 20 тысяч рублей в месяц. Но учебный центр находится в Москве, и там нужно на какие-то деньги жить в течение всех двух месяцев. Кроме того, самостоятельно и за свой счет нужно пройти первый ВЛЭК – а это стоит, в зависимости от того, где его делать, 15-20 тысяч рублей. То есть, совсем без гроша в кармане устроиться на работу бортпроводником не получится. Кроме того, нельзя иметь татуировки на видимых частях тела и сильной аллергии на косметику, когда даже гипоаллергенной краситься нельзя.

Собеседование еще даже не начиналось, но из 50 пришедших «отвалилось» трое.

Теперь начинается самое главное – каждый из присутствующих находит себе пару, дается 5 минут на общение друг с другом, после чего все по очереди парами выходят «к доске» и презентуют друг друга. Почему не самого себя? Потому, что самопрезентацию можно заучить заранее, а тут придется говорить, что называется, в режиме реального времени. И говорить нужно на английском языке, поскольку требование уровня не ниже Elementary – одно из главных в работе. Раньше брали только с Intermediate, но теперь решили, что можно обучить и в процессе. Разрешается, конечно, говорить и на русском, если все-таки на английском тебе сложно, но это означает автоматический отказ. Заодно проверяются навыки вербальной и невербальной коммуникации – не социопат ли ты, как ты чувствуешь себя перед толпой незнакомых людей (ведь в самолёте ты каждый день будешь выступать перед толпой незнакомых людей). Внешний вид и поза тоже имеют значение. Например, если смотреть в пол, то вас не возьмут. И даже пунктуальность: если ты опоздал на лекцию и даже не извинился, зайдя в аудиторию, то увы.

Практически все присутствующие – иногородняя молодежь. Кто-то учился в Санкт-Петербурге, кто-то еще студент. Кто-то даже приехал из другого города на собеседование. Есть даже двое из Белоруссии. Почти у всех есть какой-то опыт работы в сфере услуг на низкоуровневых должностях – например, официантом, барменом (рестораны-то многие позакрывались), продавцом сувениров или бебиситтером. Есть два бывших бортпроводника: одна девочка из S7, вторая из «Сапсана», однако у них никаких преференций нет – может, ты 10 лет касалетки на кухне разогревал, а не с пассажирами общался. То есть, условия для всех равные, разве что с сертификатом уже полный курс обучения проходить не надо.

Тренажер в АУЦ «Победы»

Презентации длятся примерно час. После этого «жюри» совещается, и… из 47 человек остается 19. Из них всего 3 парня: и вовсе не потому, что бортпроводник – женская профессия, изначально их была примерно треть. А потому, что именно парни либо вообще не знают английского, либо знают его настолько плохо, что не могут ответить на элементарные вопросы. Некоторые и вовсе неадекватны – например, девочка хиппового вида, которой не досталось пары, рассказывала сама о себе, и заявила, что она в свои 27 лет никогда нигде не работала и ей все равно, где и кем работать – лишь бы деньги платили.

Оставшиеся заполняют небольшую анкету (в том числе указывая желаемый аэропорт базирования – Пулково, Внуково или Шереметьево) и проходят индивидуальные собеседования – примерно по 10 минут на человека. На них спрашивают, например, почему именно этот аэропорт, и почему вы хотите стать бортпроводником – больше никаких специфических вопросов нет: задают вопросы общего характера в целом о человеке вроде семьи и увлечений или сколько ехать от дома до аэропорта. Часть общения происходит на английском языке.

После этого собеседования отсеивается еще несколько человек – и в результате из 50 пришедших и 19 прошедших первую фазу отбора первоначальное обучение проходит 13 человек, а всего из Петербурга их 20 (еще одно собеседование было 19 мая). Потом они сдадут экзамен в АУЦ и в Росавиации, и получат гарантированное трудоустройство, причем обязательно нужно отработать в «Победе» два года, иначе придется вернуть работодателю часть стоимости обучения.

В «Победе» сейчас 600 бортпроводников в Москве и 120 в Санкт-Петербурге. Среди них есть КМС по биатлону, КМС по художественной гимнастике, несколько разрядников (плавание, танцы, гимнастика, фигурное катание). Самой старшей бортпроводнице 41 год.

 

Илья Шатилин

Подписаться
Уведомить о
guest

8 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
TULA SKURATOVO
TULA SKURATOVO
3 лет назад

«нужно пройти двухмесячное обучение, причем по 6 дней в неделю.» — после того как узнают что за это не заплатят, вот и остаются единицы

TULA SKURATOVO
TULA SKURATOVO
3 лет назад

Человек с первого дня хочет чтоб была з/п, а тут первые два месяца лажа + расходы — вот из 50 и остаются 3

TULA SKURATOVO
TULA SKURATOVO
3 лет назад

«и за свой счет нужно пройти первый ВЛЭК – а это стоит, в зависимости от того, где его делать, 15-20 тысяч рублей» — а если не сдал??? то деньги пропали и на работу не приняли!!! Естественно что из 50 и остаются 3 — я пришёл заработать, а не потратить.

Екатерина
Екатерина
3 лет назад

1.Зачем такие сложности. Это фарс только для себя.
2. Нельзя отлетать 10 лет и разогревать только касалетки.

Владимир
Владимир
3 лет назад

А я когда устраивал я в аэрофлот то на ВЛЭК женщина сразу отказ все из-за того что в армии не был, как она сказала нам зайки не нужны

Жора
Жора
3 лет назад

На сантехников бы столько желающих…

Лана
Лана
2 лет назад

Как вообще люди читают текст? строчку через 7? когда написано что сначала отвалилось 3 из 50, потом из 47 осталось 19, а все пишут из 50 осталось 3.