Китайцы проводят испытания собственного авиадвигателя на замену франко-американскому

Китайские споттеры сняли на видео одно из первых лётных испытаний нового турбовентиляторного двигателя CJ-1000A. Он был установлен на место второго двигателя транспортного самолёта Y-20.

CJ-1000A – это двигатель тягой 111,2 кН, разработанный в качестве альтернативы LEAP-1C, который выпускает CFM International, совместное предприятие французской Snecma и американской General Electric Aviation. Двигатель предназначен для нового китайского среднемагистрального самолёта COMAC C919, сертифицированного в 2022 году и являющегося почти полным аналогом Airbus A320.

Разработка собственного авиадвигателя является одной из приоритетных задач китайской промышленности в нынешней пятилетке (2021-2025). Ранее китайцы уже разработали двигатели для военных самолётов, а вот гражданское двигателестроение в стране было не развито. При этом проект C919 уязвим для возможных санкций, более того, в 2018 году уже был прецедент, когда американская Pratt & Whitney не смогла получить экспортные разрешения на поставки двигателей PW150C для турбовинтовой машины MA700, поэтому первоначальные планы, согласно которым в 2020 году этот самолёт должен был совершить первый полёт, пришлось скорректировать.

Первый C919 уже поставлен заказчику – China Eastern Airlines – в декабре 2022 года, но пока не выполняет коммерческих рейсов. В этом самолёте много импортных компонентов – примерно как в первоначальном варианте нашего МС-21 – но авионику (электронные компоненты для всего мира производит всё равно преимущественно Китай, а обратному инжинирингу схем и ПО китайцы неплохо научились) импортозаместить будет проще, чем двигатель.

Разработка CJ-1000A ведётся без привлечения лишего внимания. Конструктивно это обычный двухвальный ТРДД, из интересных особенностей здесь можно отметить напечатанные на 3D-принтере форсунки камеры сгорания.

Y-20 – это военно-транспортный самолёт, разработанный на базе нереализованного позднесоветского проекта Ан-70, оснащённый двигателями Д-30. Им на замену также разрабатываются более мощные Shenyang WS-20, с которыми самолёт достигнет грузоподъёмности в 66 т против нынешних 55.

Илья Шатилин

5 2 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии