Минтранс с 1 марта 2025 года планирует установить новый порядок выдачи допусков для авиакомпаний на международные направления. Как пишет «Коммерсант», теперь дополнительным аргументом станет наличие в парке эксплуатанта самолётов российского производства не ранее 2009 года выпуска, при прочих равных условиях допуск получит соответствующая авиакомпания.
«Самолёт российского производства не ранее 2009 года выпуска» — это своего рода эвфемизм для «Суперджета», потому что других самолётов нет, вернее, они есть, но летают в СЛО. При этом не обязательно на соответствующем международном направлении этот самый «Суперджет» использовать. Количество также не имеет значения, главное – общее количество рейсов на этом типе, так что просто иметь «Суперджет» в качестве памятника в базовом аэропорту не получится. Однако эксплуатация большого количества самолётов в режиме «день летаем – два лежим» вполне вписывается в формат, так что главный козырь получит авиакомпания «Россия», у которой 78 SSJ-100, также крупными эксплуатантами «Суперджета» являются «Азимут» и Red Wings. При этом у крупных авиакомпаний вроде S7, «Уральских авиалиний», «Победы», Smartavia, Nordwind и др. российских самолётов нет, а значит, они в заведомом проигрыше.
Вопрос только в целесообразности таких мер поддержки российского авиапрома. Получается, что это какое-то подобие ретро-бонуса: поддерживают тех, кто приобретал «Суперджеты» ранее. Сейчас же из-за санкций авиакомпании всё равно не могут приобретать вражескую технику, а православной нет – и когда она появится, то козыри будут в рукаве у тех, кто законтрактовал её на много лет вперёд, то есть, у «Аэрофлота».
При этом получение допуска на то или иное направление МВЛ не означает обязательств выполнять по нему рейсы, часто их получают «впрок», в том числе для того, чтобы они не достались конкурентам. В итоге новый механизм позволит перераспределить допуски на международные направления от одних авиакомпаний к другим. Впрочем, лишившиеся прибыльной международки всегда смогут сдаться кому-нибудь в мокрый лизинг.
Илья Шатилин
Всё справедливо. Так и надо. Покупая импортную технику авиакомпании поддерживали иностранных производителей и лизингодателей, тем самым разрушая отечественное производство. Компании не имеющие в штате отечественные самолеты будут вынуждены покупать их.
Ну логичное такое решение. SSJ100 — регионал, а для международных полетов с протяженностью территории нашей страны нужны магистралы!
Это всё равно, что лишить лицензии междугороднего перевозчика, который возил пассажиров между соседними областными центрами на Марседесах (когда-то на Икарусах) в пользу другого, который на своих ПАЗиках за пределы района не выезжал.