Пассажиры разбогатеют на овербукинге

На этой неделе в Госдуму будет внесен законопроект, согласно которому пассажир, не улетевший своим рейсом вследствие овербукинга, получит от авиакомпании стоимость своего билета в десятикратном размере. Что с ним не так?

Таким образом депутаты намерены защитить права пассажиров, поскольку сейчас вообще овербукинг никак не регламентирован законодательством, и пострадавший имеет право лишь на то же обслуживание, что и при задержке рейсов — напитки, питание, размещение в гостинице и т.п. Но одно дело, когда по какой-то вынужденной причине не летит никто, и совсем другое дело, когда не летишь только ты: каждый раз такая ситуация оборачивается скандалом, потому что никто не согласен с тем, что именно он оказывается кандидатом на вылет.

В United с овербукингом просто: оказался “лишним” – пшёл, уважаемым людям лететь надо.

За рубежом проблема решается проще: пассажирам еще в процессе регистрации (или на посадке, смотря когда выявляется наличие овербукинга) предлагают добровольно отказаться от полета в обмен на денежную компенсацию:  или в конкретной валюте, или в виде ваучера на последующие перелеты. Во втором случае размер компенсации обычно выше, поскольку деньги, по сути, остаются в авиакомпании.

Кроме того, в Европе вообще регламентирован конкретный размер компенсаций за отказ в посадке, а вот в России можно разве что отсудить по 25 рублей за каждый час задержки: даже на постановления европейских судов при овербукинге на рейсах из ЕС многие наши авиакомпании попросту плюют (об этом мы на днях расскажем в отдельном материале).

Впрочем, компенсации в десятикратном размере только навредят отрасли. Сейчас средняя стоимость билета составляет 12 тысяч рублей на внутренних направлениях и 18 — на международных. Делим грубо пополам, чтобы получить цену сегмента, и получаем компенсацию в размере 60-90 тысяч рублей на одного пассажира. Для сравнения, в Европе это «всего» 400 евро, то есть, в три раза меньше. В США размер может достигать $1350, однако на практике добровольцы соглашаются уже на $200-300.

Где авиакомпании возьмут деньги на эти компенсации? Естественно, все будет заложено в стоимость билетов, либо же придется не практиковать коммерческий овербукинг и до кучи держать резерв кресел на каждом рейсе на случай технического. Впрочем, на цивилизованных рынках, по статистике (достоверная есть только для США), от овербукинга страдает всего 0,1% пассажиров, хотя перевозчики продают в среднем на 7-10% больше билетов, чем имеют кресельной емкости. Вероятность того, что все пассажиры, имеющие билеты на конкретный рейс, вовремя придут и зарегистрируются, оценивается как 1:10000.

«Овербукинг никак не отражен в Воздушном Кодексе и других законодательных актах в России. Поэтому доказывать факты намеренной перепродажи билетов, равно как и отстаивать невиновность перевозчиков, будет достаточно сложно.

Вообще история попахивает популизмом: попыткой набрать баллы на фоне событий со штрафом «Победе».

Если в законопроекте не будет ничего, кроме крупного штрафа для авиакомпаний, инициатива едва ли найдет поддержку в Минтрансе, да и в профильном комитете Госдумы, скорее всего, тоже. Впрочем, было бы хорошо, если на этом информационном фоне авиационные власти и законодатели вернулись бы к обсуждению законопроекта об овербукинге двухлетней давности», — говорит Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства «АвиаПорт».

Илья Шатилин

Views:

18 comments for “Пассажиры разбогатеют на овербукинге

  1. Vladimir Vladimirovich
    18/09/2017 at 16:57

    Неужели хоть что-то Госдума рассмотрит для людей

  2. Sergey Skripnikov
    18/09/2017 at 17:54

    Поправь если витаю в облаках. В Европе а) расстояния меньше б) маршрутные сети развиты лучше в) конкуренция выше, поэтому улетать проще и дешевле. В Штатах хуже с расстояниями, но расписания тоже плотные. Это отчасти объясняет, почему отказ в вылете в России должен приносить бОльшую компенсацию. Но ваще то говоря при нынешнем уровне оцифрованности авиаперевозок, кмк уже должно быть несложно забигдатить более менее вменяемый анализ по ценникам

    • Ilja Shatilin
      18/09/2017 at 18:03

      Ну насчет расстояний я бы поспорил, у нас-то тоже большинство пассажиров перевозится в пределах европейской части страны, то есть, наш москвапитер это то же самое как у них мадридобарселона.

    • Sergey Skripnikov
      18/09/2017 at 18:06

      Илья Шатилин то есть на основании того что большинство летает Москва-Питер, ты предлагаешь кидок пассажиров Краснодар – Владивосток?

    • Ilja Shatilin
      18/09/2017 at 18:07

      Нет рейсов Краснодар-Владивосток. Есть немного рейсов Москва-Владивосток и много рейсов Москва-Краснодар.

    • Sergey Skripnikov
      18/09/2017 at 18:07

      Илья Шатилин вот я как раз про это

    • Sergey Skripnikov
      18/09/2017 at 18:08

      билет условно на завтра может оказаться будет стоить впятеро дороже, расстояния большие, маршрутная сеть – все через москву, и рейсов мало

    • Ilja Shatilin
      18/09/2017 at 18:13

      А какая разница что он впятеро дороже? Тебя же пересадят просто так, бесплатно.

    • Vladimir Vladimirovich
      18/09/2017 at 18:23

      Сергей, обратите внимание, что покупая в Аэрофлоте билет Сочи – Москва – Хабаровск, по цене Сочи – Москва практически бесплатный сегмент

  3. Tasya Kotova
    18/09/2017 at 19:02

    Овербукинг, как правило, есть там, где много рейсов на маршруте, чтобы была возможность вывезти пакса следующим рейсом, или где работает партнер, которому можно спихнуть овербукнутых. Краснодар – Москва – да, Москва – Владик – нет. Если вы покупаете билет Краснодар-Владик, с рейса вас никто не снимет, т.к. для авиакомпании это будет головная боль. Но! Только при условии, что оба сегмента в одном билете.

    • Ilja Shatilin
      18/09/2017 at 19:32

      А что ж тогда овербукнуты все время Гонконг и Нью-Йорк? 🙂

    • Tasya Kotova
      18/09/2017 at 19:35

      Те, кто овербукнуты в НЙ или Гонконг, летят в бизнесе, как правило, по системе кол-во экста Y соответствует непроданному С.

    • Tasya Kotova
      18/09/2017 at 19:37

      Да и потом, у СУ 3 НЙ дейли)

  4. Дмитрий Бевза
    19/09/2017 at 09:44

    Слушай, у тебя на FF в куче текстов посыл в духе – Эй вы (паксы, регуляторы, общественные организации) сидите, и не выебывайтесь. Авиакомпании лучше вас знают как вас возить. Любое улучшения условий для авиапассажиров ты переводишь в дилемму, или летайте на тех условиях, что есть, или будете платить больше.

    • Ilja Shatilin
      19/09/2017 at 10:00

      Ну глобально это так и есть. В авиакомпаниях работают профессионалы, которые знают всю специфику функционирования отрасли. А паксы – нет. Общественные организации тоже нет. К регуляторам тоже вопросы, там половина людей – функционеры, умеющие профессионально протирать стулья. Ну, типа Яровой: давайте что-то типа умное ляпнем, а как вы будете это реализовывать – нам пофиг, разве это не просто кнопку нажать?

    • Tasya Kotova
      19/09/2017 at 10:47

      Но ведь это так и есть, авиакомпании действительно лучше знают, как вас возить. Просто потому что они арендуют самолеты, учат пилотов, бортпроводников, закупают томатный сок и имеют полное право диктовать условия, с которыми пассажир может не согласиться, выбрав другую авиакомпанию. А на ФФ доступно и популярно разъясняется, почему авиакомпания делает так или иначе и в чем плюсы или минусы для пассажира.

    • Дмитрий Бевза
      19/09/2017 at 10:59

      Ды тут смотрю либертарианские экстремисты собрались 🙂 В идеальном мире “невидимая рука рынка” всех расставит на свои места и вообще в рыночные процессы не надо вмешиваться. Но во первых это long term, а мы живем здесь и сейчас. Во-вторых, так экономика не работает уже последние лет 100. Кейнсианство появилось в 20 годы 20 века. В-третьих, IRL , где есть господдрежка, социальные обязательства развитых государств иметь своих перевозчиков, биржевые спекулянты и прочие факторы. Убыточный говноперевозчик с хуевым менеджементом и плохим сервисом может существовать десятилетиями. В-третьих, авиаперевозки, это бизнес. Цель этого бизнеса заработать денег, а не сделать паксу приятно. Да в 90% cлучаев эти две интенции совпадают, но… есть еще 10% И вот для этого и нужны регуляторы, общества защиты прав потребителей и пресса в том числе.

Leave a Reply to Vladimir Vladimirovich Cancel reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *