Гадим англичанке: британские авиакомпании страдают из-за работы российских средств РЭБ

Британский таблоид The Sun опубликовал статью о том, как опасно летать в районе Балтийского моря: в последнее время количество отказов спутниковой навигации на гражданских воздушных судах увеличилось с 50 до 350 еженедельно. Газета приходит к выводу, что во всём виноват Путин, установивший в Калининградской области глушилки GPS и включающий их для того, чтобы терроризировать мирных граждан Великобритании, летающих в отпуска. Факт увеличения роста числа атак фиксирует EASA, однако у европейских авиавластей хватает ума признать, что они не могут определить, кто стоит за атаками. Так что указание на Россию в статье – это умозаключения экспертов разной степени диванности (в основном анонимных) из серии: «В Калининградской области находятся российские войска, а там, где российские войска – там РЭБ, затрудняющая наведение ракет, как, например, на Украине».

Более того, это не просто «глушилки», речь идёт о спуфинге сигнала GPS, то есть, его намеренной подмене таким образом, что бортовые приёмники в состоянии вычислить координаты, однако эти координаты оказываются неверными. Ранее серия подобных атак была зафиксирована на Ближнем Востоке, каждая из них длилась по 10-40 минут. Пока это не приводило к каким-либо серьёзным последствиям, но на ближнем Востоке один из израильских самолётов едва не вошёл без разрешения в воздушное пространство Ирана – а это уже опасно.

Главная проблема – в том, что авионика современных самолётов устроена так, что при расхождении данных о местоположении от спутников и от IRS инерциальной системы навигации (которая автономно отслеживает местоположение по показаниям акселерометров, гироскопических датчиков и т.п.) данные от «инерциалки» считаются некорректными и игнорируются. В результате данных о точном местоположении нет ни от GNSS, ни от IRS. И если при простом глушении GPS «инерциалка» продолжает работать, то при спуфинге – нет. При этом резервирование не помогает: на больших самолётах обычно не менее 2 блоков GNSS и 3 IRS, но все они «отваливаются».

Проблема выглядит нерешаемой без перехода спутниковой навигации на сквозное шифрование, поэтому обывателю проще всего рассказать про коварного Путина и опубликовать таблицу популярных курортных направлений, указав для каждого уровень риска: это позволит занять курочаты обсуждением, куда теперь лететь в отпуск, отвлекая аудиторию от реальных проблем.

Илья Шатилин

3.2 6 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии