«Дин-дон» в самолёте: что означает звуковая сигнализация в салоне

Помимо голосовых объявлений от пилотов и бортпроводников пассажиры также периодически слышат звуки «колокольчиков». Всего предусмотрено два сигнала: высокой и низкой частоты, они могут воспроизводиться как по одному, так и подряд, причём этот «дин-дон» может звучать и несколько раз.

При помощи звуковых сигналов передаётся служебная информация: так гораздо быстрее, чем звонить и разговаривать по интеркому голосом. И теперь мы немного вас расстроим: нет никакого универсального «секретного кода», который вы могли бы запомнить и расшифровать. У каждой авиакомпании – собственные процедуры в различных ситуациях, в том числе они касаются и звуковых оповещений в салоне, поэтому никакого тайного знания нет. Более того, сигналы никак не связаны с типом ВС, поэтому всем «знатокам», которые будут убеждать вас в том, что в Boeing три звоночка, а в Airbus четыре, можете смело давать ссылку на эту статью.

Однако некоторые «традиции» всё же есть. Например, одиночный сигнал высокой частоты («дин») звучит при нажатии пассажиром кнопки вызова бортпроводника. Есть специальная световая панель под потолком: она показывает, откуда именно поступил вызов.

Световая панель в Boeing 737. Розовый горит только на одной кухне: вызов с другой кухни. Розовый на обеих кухнях: вызов из кабины пилотов. Оранжевый: вызов из ближайшего туалета. Синий: вызов из ближайшей половины пассажирского салона (к тем, кто сидит в передней и задней частях салона, придёт БП с соответствующей кухни)

Световая панель в A320 почти такая же

Одиночный сигнал низкой частоты («дон») звучит при включении или отключении светового табло, например, «застегнуть ремни». Но служебные же сигналы обычно передаются пилотами из кабины при помощи выключателя табло «не курить», потому что он уже давно не используется по прямому назначению, ведь курить нельзя никому и никогда.

В этом Boeing 737 выключатель табло No Smoking переделан: он включает только звуковой сигнал («дон»), а табло горит всегда. Кнопка Attend служит для вызова бортпроводника («дин-дон»), одиночный «дин» можно инициировать только из салона

Откуда тогда берётся «дин-дон»? Этот сигнал звучит при вызове бортпроводников пилотами или друг другом. Это позволяет отличать его от короткого пассажирского «дин», который, по идее, менее важен.

Бортпроводники же для того, чтобы быстро передать что-то в ответ, набирают определённый цифровой код на панели двери в кабину пилотов, и пилоты в кабине тоже слышат сигнал. Например, таким образом может передаваться сообщение о готовности кабины к буксировке: пассажиры уже сидят, а бортпроводники проводят демонстрацию аварийно-спасательного оборудования.

Кодовый замок на двери может не просто управлять процедурой её открывания, но и передавать звуковые оповещения в кабину пилотов

Перед взлётом в большинстве авиакомпаний звучит либо перезвон «дин-дон», он может быть двойным или тройным, иногда вместо него несколько раз подряд звучит «дон-дон-дон». Этот сигнал означает, что самолёт готов к взлёту, а бортпроводникам нужно ещё раз окинуть салон взглядом на предмет того, все ли пассажиры сидят, и пристегнуться самим.

Если же что-то не так – например, кто-то из пассажиров вскочил и побежал в туалет – нужно срочно позвонить пилотам и сообщить о ситуации. В этом случае пилоты сообщают диспетчеру о неготовности ко взлёту, и в ряде случаев, например, в загруженном аэропорту, им даже предписывается освободить ВПП. Бывает и более сложная процедура: сначала при помощи «дин-дон» передаётся сообщение типа: «Собираемся взлетать, вы там как»? В ответ через дверь кабины — «Мы готовы», тогда «дон-дон»: «Хорошо, взлетаем».

Трубка интеркома позволяет нажатием определённых кнопок или звонить куда следует, или обращаться к пассажирам.

Ещё один «дин-дон» звучит во время набора высоты при прохождении эшелона FL100 (10 тыс. футов или около 3 км). После него бортпроводники обычно встают со своих станций и начинают заниматься делами. При этом пассажирам пока вставать нельзя: табло «пристегнуть ремни» всё ещё горит.

Чем так примечателен эшелон 100? Дело в том, что… ниже 10 тыс. футов приборная скорость самолёта не должна превышать 250 узлов. Чтобы её не превышать, самолёт набирает высоту с относительно большим тангажом: 10 градусов и более. Выше 10 тыс. футов можно разгоняться, поэтому самолёт опускает нос и до полного набора высоты угол тангажа не превышает 5-6 градусов. В этой ситуации пол в салоне почти горизонтален, и бортпроводники могут безопасно перемещаться по салону. А вот пассажиры – нет, потому что у них нет соответствующей подготовки. Так что возмущаться, почему для вас горит табло «пристегнуться», а стюардессы снуют туда-сюда – это примерно как возмущаться, почему пожарные спокойно заходят в горящий дом, а вас из него вытаскивают.

А вот при снижении ниже FL100 во время посадки «дин-дон» может звучать по другой причине. При пилотировании на высоте ниже FL100 пилоты сосредоточены на процессах и на них в этот момент ложится повышенная нагрузка. Поэтому бортпроводники, услышав сигнал, понимают, что звонить пилотам по внутренней связи теперь до момента посадки можно только в экстренных случаях.

Но, опять же, прохождение FL100 вовсе не является обязательным триггером: например, при турбулентности бортопроводникам вставать тоже не разрешают и сигнал прозвучит позже.

Илья Шатилин

5 1 голос
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии