Что делать, чтобы в самолёте не закладывало уши

Из-за быстрого изменения давления во время взлёта и посадки в самолёте закладывает уши. У экипажей тоже: натренировать организм, чтобы этого не происходило, невозможно, однако пилотов и бортпроводников специально обучают «авиационной физиологии», чтобы они знали, что делать.

Физиологический принцип очень прост: воздух находится в среднем ухе – это такая полость за барабанной перепонкой, и она связана с носом при помощи Евстахиевой трубы. Изначально этот проход закрыт для воздуха, но когда из-за падения давления вокруг вас внутри уха образуется область высокого давления, то оно стравливается в нос через открывающуюся Евстахиеву трубу. В этот момент в ухе может «стрелять».

При снижении, наоборот, давление снаружи повышается, барабанную перепонку вдавливает внутрь, воздух через Евстахиеву трубу входит в среднее ухо и давление выравнивается.

А теперь самое интересное. При простудных заболеваниях или аллергических реакциях слизистая в носу отекает, и Евстахиевы трубы перекрываются. Механизм выравнивания давления перестаёт работать, у вас дичайше закладывает уши, становится очень больно – в некоторых случаях это даже приводит к разрыву барабанной перепонки, временной потере слуха или кровотечению из ушей без необходимости посещения концертов Моргенштерна.

Чтобы принудительно выровнять давление в ушах, можно зевнуть или сглотнуть. Жевание и рассасывание тоже помогает – поэтому в самолётах иногда раздают леденцы. Берите сразу два, потому что их могут разносить только перед взлётом, но не перед посадкой. Если вы ребёнок, можете начать громко орать: в этом случае вам тоже придётся периодически сглатывать, а это помогает.

Наконец, самое эффективное средство: продувка. Вернее, так называемый «Манёвр Вальсальвы», позволяющий принудительно наполнить воздухом область среднего уха (Вальсальва – это профессор анатомии из Болоньи, который в 17 веке открыл и существование Евстахиевой трубы, и придумал сам способ, хотя самолётов тогда не было)

Делается манёвр Вальсальвы просто: закрываем рот, затыкаем ноздри и выдыхаем. Правда, если у вас сильный насморк, то это может и не сработать – трубы не откроются из-за отёка. А ещё вместе с воздухом внутрь уха может попасть инфекция, и привет, отит. И важно дуть не слишком сильно.

Поэтому есть ещё два более безопасных, но сложных способа, которыми обычно хорошо владеют дайверы и экипажи воздушных судов. Манёвр Тойнби – это сглатывание при закрытом рте с заткнутыми ноздрями, а манёвр Френцеля можно делать даже с открытым ртом – тут нужно корнем языка перекрыть вход в носоглотку и потом приподнять его ещё выше. Словами описать сложно, нужно тренироваться.

И если у вас насморк – обязательно берите с собой сосудосуживающий спрей для носа, позволяющий снять отёчность слизистой, например, на основе ксилометазолина или других веществ. Он есть в любой аптеке и стоит очень дёшево.

5 1 голос
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Comment
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Кирилл
Кирилл
1 год назад

Летел в конце августа по маршруту Владивосток — Москва с пересадкой в Красноярске. За час до вылетела появились первые признаки ринита. При посадке самолета в Красноярске уши болели так, что я действительно думал, что до разрыва перепонки недалеко. При этом, боль в ушах не только в последние минуты, а с самого начала снижения самолета. Пересадка длилась около 5 часов, за это время купил в аптеке аэропорта сосудосуживающие капли, воспользовался ими, но при посадке в SVO боль была не меньше, а даже больше. К счастью, история обошлась без отита. Пользовался приемом Тойнби.