Операция «репатриация» или как мы целый месяц провели в (не)дружественной Европе

Этим летом было совершенно непонятно, что делать с отпуском. Обычно-то мы последние 10 лет, за исключением ковидного 2020-го, летали в Грецию, но в 2022 году цены на билеты были совершенно невменяемыми. Впрочем, и для полёта по любым другим направлениям нужно было отдать почку, поэтому в конечном итоге было принято такое решение: мы с женой летим в Грецию на разведку, а потом, если всё хорошо, туда же отправляются наши дети в сопровождении наших родителей.

Идея была простая: доехать до Прибалтики, а оттуда уже улететь за нормальные деньги. Собственно, мы купили два билета Air Baltic из Таллина в Салоники с короткой пересадкой в Риге по 129 евро в одну сторону. Курс нынче приятный — пусть кто-то и говорит, что он искусственный, но в рублях всё удовольствие стоило менее 15 тысяч. Да-да, в рублях. Конечно, на сайте авиакомпании нельзя заплатить в рублях, да и вообще воспользоваться российской карточкой, но это и не требуется, ведь есть Авиасейлс, который прекрасно ищет и «вражеские» билеты, а затем перекидывает на российские агентства, которые вполне себе их продают — в нашем случае это был Biletix, а также ещё пара ОТА на выбор. В общем, никаких проблем с покупкой билетов не возникло.

Однако до Таллина нужно ещё добраться. Самый удобный способ — это автобус Lux Express из Питера, мы даже специально взяли Lux Lounge, ибо ехать придётся почти целый день. Тут интересно: для россиян сделан клон сайта с оплатой в рублях российскими картами, но по курсу примерно 90 рублей за евро, в итоге один билет в Lounge стоит 4000 рублей. Кому дорого — идите на европейский сайт, но там понадобится карта иностранного банка. На «Туту.ру» цены на билеты такие же; там ещё есть на выбор несколько менее комфортных перевозчиков.

Во время ковида из автобусов Lux Lounge убрали бортпитание, оставили только кофе ;(

Самое главное при покупке автобусного билета — ни в коем случае не ориентироваться на время прибытия, указанное в расписании. Автобус может встрять на границе и на 3, и на 4, и даже на 7-8 часов, и это происходит практически каждый день. В основном из-за наличия украинских беженцев, которых тщательно и долго проверяют и российские, и эстонские пограничники, из-за одного человека можно зависнуть надолго. Поэтому я вообще решил выезжать на день раньше и переночевать в Таллине, чтобы точно не волноваться насчёт того, успеем ли мы на самолёт. Выезд из России разрешили с 15 июля, поэтому покупать справки о том, что едешь на лечение, уже не понадобилось — хотя мы едва их не оплатили буквально 14-го вечером.

Пробившихся через кордон беженцев приглашают в инфопункт прямо на Петровской площади в Нарве

Теперь началась финансовая подготовка. Лететь в Минск оформлять банковские карты было некогда и неохота, а надёжных посредников для удалённого оформления не было: всё какие-то мутные ребята с коммуникацией в Telegram и предоплатой переводом на «Сбер». Несерьёзно. Поэтому мы пошли по пути UnionPay. Я узнал о существовании банка «Солидарность», который, видимо, не под санкциями только потому, что про него никто не знает. На весь Питер у него одно отделение и два банкомата там же. И… дикие очереди. Утром занял — к вечеру оформил. Но есть лайфхак: все эти люди стоят за неименными дебетовками, которые выдают в день визита. А я замахнулся на две карты сразу: именную дебетовку и именную же кредитку. Идея в том, что кредиткой ты платишь везде, где её принимают, а с дебетовки снимаешь наличные для оплаты там, где кредитка не сработает. Для оформления кредиток в банке отдельная очередь из нуля человек, поэтому в отделении я провёл всего чуть более получаса, заполняя необходимые бумаги, а потом ещё через полторы недели забежал забрать готовые карты.

Кредитка «Солидарности». Просто красная, без оформления

Курс евро в «Солидарности» близок к биржевому; в течение августа от варьировался где-то от 62 до 64 рублей; перед выездом я ещё купил в обменнике 1000 евро по 68 на случай, если вообще никакие карты работать не будут.

Итак, карты есть, теперь нужен ещё отель как минимум в Таллине. «Букинг.ком» не работает, на российских сайтах отелей полно, но по завышенному курсу. То есть, проблемы на самом деле нет, но… внезапно мой UnionPay отлично работает на Trip.com! Этот сайт принадлежит китайцам, эквайринг у них в Гонконге, цены такие же, как на «Букинге» и часто даже ниже! Выбор отелей отличный — так что Kreutzwald Hotel Tallinn нас ждёт!

Осталось только купить eSIM. Методом проб и ошибок выясняю, что мой UnionPay работает для онлайн-оплаты на Simoptions.com и на Airalo.com, на первом я взял 10 гигабайт на месяц по всей Европе за 25 долларов, на втором потом ещё на неделю 3 гигабайта за 12.

Всё, едем! Российскую границу в Ивангороде мы прошли быстро, а вот на эстонской немного зависли. У нас спрашивали цель поездки и были очень обеспокоены наличием билетов только в один конец. А они были в один конец, поскольку обратно мы собирались ехать на машине. Пришлось показывать документы на машину и фото машины под пальмой в Греции, которое сохранилось в телефоне с прошлых лет. Собственно, желание забрать из Греции машину, стоявшую там ещё с 2019 года, и было той самой «репатриацией», о которой упоминается в заголовке, но об этом чуть позже. Но пока прокатило.

А вот дети, летевшие 14 августа, напоролись на полностью перекрытую со стороны Эстонии границу: в этот день демонтировали советские памятники и, видимо, опасались россиян. Поэтому единственным шансом не опоздать на самолёт (они ехали в день вылета!) было выйти из автобуса, перейти границу пешком и сесть уже на местный автобус Нарва-Таллин за 10 евро с человека. Вообще это, наверное, самый дешёвый и надёжный способ добраться до Таллина: из Питера до Ивангорода на автобусе или электричке, пешком через мост и дальше уже из Нарвы на автобусе или электричке в Таллин. Если при этом в Нарве дёшево переночевать, то способ железобетонный, никакие очереди вам не страшны. По крайней мере, пока вообще с российским паспортом пускают в Эстонию: возможно, скоро или вообще всё перекроют, или заставят зиговать и подписывать бумагу о том, что Крым — это Украина, а Косово — это Косово.

На автовокзале Таллина — красивые музейные автобусы

Таллин — как Таллин, ничего не изменилось, только цены в ресторанах чуть подросли. Несмотря на висящие кругом жовто-блакитные прапоры, все прекрасно говорят по-русски, даже молодёжь. Карты UnionPay не принимают нигде: ни для оплаты, ни для снятия. Говорят, что можно расплатиться в POS-терминалах, где эквайером выступает Swedbank, но нам такие нигде не попадались. В такси мы расплачивались наличкой, приложение Bolt с российским аккаунтом прекрасно функционирует, поездка в аэропорт из отеля стоила около 5 евро.

Аэропорт Таллина как обычно прекрасен: народу мало, места много, есть даже теннисные столы! Только не ходите в магазин Duty-Free: цены там невероятно завышенные, гораздо лучше будет купить всё в Риге.

Дьютик в Таллине. Слева цены для внутришенгенских рейсов, справа для настоящей заграницы

Нам повезло: на сегмент до Риги вместо Airbus A220 подали старинный Fokker 100 авиакомпании Carpatair, который Air Baltic взяла в мокрый лизинг. Когда ещё полетаешь на самолёте-ветеране? Правда, удовольствия мало: кресла тут старорежимные со спинками толщиной сантиметров по 15, поэтому очень, очень, тесно — однако и лететь полчаса.

В Риге по прилёте сразу попадаешь в зону вылета внутришенгенских рейсов, как практически везде в Европе: никаких дополнительных досмотров нет. Так что можно брать билеты с короткой стыковкой. Дальше мы летим на A220 в эстонской спецливрее до Салоников и садимся в заранее заказанный трансфер на Халкидики. Он подорожал вслед за топливом: был за 65 евро, стал за 80. Тут нужно небольшое пояснение: изначально в прошлом году мы этот трансфер заказали через Gettransfer.com, однако потом просто взяли визитку у водителя, чтобы ездить дешевле без комиссии сервиса, но с оплатой наличными.

И в Греции в первый день показалось, что 1000 евро — наше всё. Потому что в двух первых попавшихся кафе и трёх супермаркетах наши карты UnionPay не работали, в двух банкоматах тоже. Однако потом мы выяснили, что это просто так сложилось. На самом деле карты «Солидарности» работают везде, где стоят терминалы Cardlink или ePay, а это большинство POS-терминалов. Не работают терминалы Ethniki Trapeza. Снимать деньги можно в банкоматах Alpha Bank, комиссия 2,5 евро за операцию. А также в банкоматах Piraeus, где комиссия 3 евро. В итоге мы прекрасно себя чувствовали: лимит по кредитке нам установили 299 тысяч рублей, а на дебетовую можно без комиссии заливать рубли по СБП, в итоге при снятии евро с учётом всех комиссий всех банков за снятие курс получался где-то около 65, а при оплате и того меньше.

Никакой русофобии в Греции мы не заметили — наоборот, греки в массе своей настроены пророссийски, потому что очень не любят Америку, НАТО и Евросоюз, постоянно рассказывая истории про то, что, мол, до ЕС у меня было 200 коров, а теперь 50: всё квотами зарезали. Или раньше я выращивал помидоры, а теперь запрещено, потому что помидоры нужно закупать в Голландии. И так далее. Некоторые даже ИЗВИНЯЛИСЬ за своё правительство, которое поддерживает войну, отправляя оружие на Украину.

Кто такого пляжа не видел, тому и в Сочи норм

Украинцев на Халкидиках достаточно, но это не беженцы, а владельцы недвижимости. Приятные и интеллигентные люди; с нашими соседями мы вообще общались, как будто ничего не произошло, и даже военную тему в разговорах не поднимали — хотя мы и познакомились ещё до 2014 года. Очень приветливы были и новые немецкие соседи, от которых мы узнали то, что перевернуло наши планы по возвращению домой.

Дело в том, что они ещё до ковида оставили в Греции машину, и когда спустя 2,5 года стали на ней выезжать, то… попали на штраф в размере 5 тысяч евро за то, что машина была в Греции более полугода. Оказывается, Евросоюз Евросоюзом, но в Греции свои законы, и если машина в стране более полугода, то её нужно перерегистрировать на греческие номера. При этом, однако, можно полгода поездить, потом поставить машину на срок от полугода до двух лет, снова полгода поездить, и так далее.

Машины в Греции не прогревают 😉

Именно этим правилом руководствовались мы. Раньше мы каждую весну пригоняли в Грецию свою машину, а осенью её забирали — чтобы не платить за несколько месяцев проката (а это минимум 1000 евро в месяц без скидок за долгосрок). Тема, конечно, многократно окупалась, потому что машиной пользовалась вся семья по очереди, месяца четыре в году в Греции кто-то всегда был, а без машины там на Халкидиках делать совершенно нечего.

Без машины Халкидики — это как-то так

И вот в 2019 году мы решили машину просто оставить до следующего года, чтобы не гонять её туда-обратно (машина не единственная в семье, а с развитием каршеринга и прочих самокатов вообще в Питере не особо нужна, пусть зимует в тёплом климате, а не превращается в сугроб во дворе). Получилось, правда, не до 2020 года, а до 2021-го. В прошлом году мы прилетели, два месяца поездили и улетели обратно, оставив машину в гараже, потом ещё на месяц прилетели родители. Однако в этом году мы решили её забирать: во-первых, старая уже, хорошо бы отдать в клубный сервис и отремонтировать всякие мелочи. Во-вторых, с 2023 года российские страховые компании не смогут продавать грин-карты, поэтому как покупать страховку — непонятно, не хотелось бы, чтобы машина там зависла. Ну, и третье: международная обстановка такова, что, возможно, дом в Греции придётся продать, а на машине можно вывезти оттуда всякие личные вещи. По принципу «если сможем и дальше ездить в Грецию, так обратно их и привезём».

Изначально мы хотели ехать вообще через Турцию и Грузию, избегая Польши. Но это 4500 км как минимум. А друзья только что съездили на машине туда-обратно в Италию без каких-либо эксцессов, поэтому мы тоже решили выбрать короткий путь, по которому ездили и раньше: Греция — Северная Македония — Сербия — Венгрия — Словакия — Польша и дальше или через Беларусь домой, или через Прибалтику, это около 3000 км.

Однако после разговора с немцами стало ясно, что из Греции нас спустя 3,5 года не выпустят без штрафа. Дело в том, что ты хоть и можешь полгода ездить, а потом ставить машину на стоянку, но, оказывается, ты должен об этом как-то сообщить таможенникам и они должны как-то оформить эту «иммобилизацию», а иначе у тебя нет никаких доказательств, что машина стояла, а не эксплуатировалась. То есть, мы закон не нарушили, но кто об этом знает?

Конечно, можно было наврать, что ещё в 2019 году мы выехали на пароме в Италию и далее через всю Европу уехали в Россию, и даже подтвердить это штампиками в паспорте. Но врать, во-первых, нехорошо. Во-вторых, можно спалиться: найдут фото с камеры в 2021 году, например, и привет. Поэтому мы решили вообще избежать каких-либо разговоров с греческими таможенниками и тихо свинтить на пароме в Италию, а дальше через Австрию, Чехию и Польшу поехать домой.

Паром Игуменица-Анкона не похож на круизный лайнер 😉

Ха! Не так-то это просто! В конце августа у европейцев сезон отпусков, все места на паромах забиты, цены высокие. В частности, мы купили билеты из Игуменицы в Анкону за 389 евро: это двое взрослых и машина. Причём без каюты: каюты давно разобраны, так что это просто сидячие места с номерами, которые нам достались тоже практически чудом. Большинство же билетов продаются вообще без мест. То есть, где найдёшь место, там и садись. Или ложись, потому что паром идёт без малого 20 часов, включая всю ночь.

Ночь на пароме — самое яркое впечатление. Нельзя сделать ни шагу, чтобы не споткнуться о спящего на полу пассажира. Они везде: даже под столами в кафе, на лестницах, у входа в туалет… На открытой палубе на лавках спят байкеры в шлемах! Много опытных пассажиров, которые на этом пароме не впервые: они надувают матрасы, ставят палатки… Самые продвинутые натягивают между шлюпками туристические гамаки! Естественно, телами завалены все коридоры и лежбище найти довольно сложно, а сидя спать невозможно. Мы, конечно, читали отзывы о пароме и поэтому купили в дорогу два спальника, но такого ада представить себе не могли. В итоге уже в районе трёх часов ночи упали без сил где-то в районе машинного отделения и спали, как бомжи в теплотрассе.

Утро на пароме

Паром был единственным местом во всей Европе, где мы встретили агрессивных украинцев. Было забавно: на пирсе справа от нас стояла машина, где был водитель очень уж «нашей» внешности. Попросил жену посмотреть, что за номера: оказалось, итальянские. Так вот, на автомобильной палубе «итальянец» тоже оказался рядом с нами, и, завидев российские номера, аж запрыгал на месте с визгами: «Орки, орки! Дывытеся, яки пыд****сы!» Пришлось ему сказать в не очень цензурной форме, что если ему не нравится вместо сидения в окопе путешествовать с женой и дочерьми на своём белом джипе из Греции в Италию, то свои реплики он может передать в центры принятия решений без нашего участия. Короче, морду бить не пришлось, но было неприятно — потом посматривали за машиной, чтобы неадекват не поцарапал её исподтишка.

Хрю

На пароме Minoan Lines неплохо кормят (хотя и недёшево), карты UnionPay работают. Есть Wi-Fi, но он не работает. Однако паром движется не так далеко от берега, поэтому периодически можно поймать и мобильную сеть. Самое главное: ни на одном из паромных агрегаторов мне не удалось купить билет с оплатой UnionPay, поэтому в конечном итоге пришлось прибегнуть к помощи литовских родственников — и, соответственно, это потребовало заехать в Литву, чтобы отдать им деньги наличкой. Вообще же из всех агрегаторов мне больше всех понравился FerryHopper: там можно искать все паромы из одной страны в другую, а не только между конкретными портами, есть неплохое мобильное приложение и нет комиссии (цены такие же, как у паромной компании).

В Анкону мы прибыли уже во второй половине дня, пока выгрузились, пока заправились — по времени успевали доехать до Падуи, где и заночевали, поставив машину рядом с другой машиной с российскими номерами. В Греции видели всего пару машин 26-го региона: Ставропольский край, они явно едут через Турцию. Но самое интересное — это питерская машина с псевдоевропейскими номерами. То есть, наши буквы и цифры написаны «немецким» шрифтом, триколора нет, а слева синяя полоска. Такие номера по сути являются сувенирными, но с данными в документах совпадают, поэтому вопросов ни на какой границе не возникает (кроме российской, конечно). Гениальный способ не привлекать внимания неадекватов! Хотя грамотный полицейский, конечно, может за такое раскрутить по полной программе, а полиция периодически дежурит даже на Халкидиках!

Российско-европейские номера

Но что-то я отвлёкся. Мы же уже в Падуе. И тут я решил, что для проезда через Чехию и Польшу, где своя валюта, а не евро, хорошо бы не искать где-то обменники, а обзавестись работающей банковской картой. И тут я пошёл осваивать местный финтех. Дело в том, что в Италии в любом супермаркете можно купить предоплаченную карту Mastercard, некоторые даже пополняемые, но я решил для эксперимента взять обычные. Платишь 105 евро, у тебя 100 на карте, плати где хочешь. Вернее, везде, где принимаются карты с магнитной полосой — чипа на карте нет, пин-кода тоже нет, поэтому потребуется подпись.

Проблема только одна: карты надо активировать на сайте по коду, напечатанному на чеке. Казалось бы, ну и что такого? А вот! При входе на сайт выдаётся уведомление, что с конца 2020 года для противодействия отмыванию денег нужна полноценная регистрация с идентификацией личности. И работает она… та-даааам, только для граждан Италии, а сдать карты обратно, естественно, нельзя! Окей, адрес отеля я ввожу. Итальянский ИНН? Пффф, онлайн-генератор приходит на помощь, и у меня есть выглядящая валидно комбинация букв и цифр. Остаётся одна проблема: итальянский номер телефона, на который нужно получить SMS-пароль. Её мы решаем при помощи первого попавшегося прохожего, который (вернее, которая) узнав, что мы из России, соглашается помочь со словами: «We are all people, we must help each other». С активированными картами бегу срочно в магазин, чтобы их проверить, и покупаю итальянке шоколадку.

Итальянские предоплаченные карты

Дальше у нас по дороге Альпы и Австрия, потом Чехия и вечером мы приезжаем в Остраву и заселяемся в гостиницу, где живут пилоты, пригоняющие сюда самолёты на техобслуживание и покраску. Острава выбрана специально, чтобы не ночевать в Польше и проехать эту самую Польшу на следующий день без остановок.

Во время поездки выясняется, что итальянские карты были не особо нужны: на приличных заправках и в Чехии, и в Польше принимают наличные евро. Но мы уже платили картами. Эксцессов с беженцами никаких: хотя мы встретили только одну машину на украинских номерах, вставшую за нами на заправке. Интеллигентнейший владелец «Мерседеса» сам подошёл к нам и стал расспрашивать, откуда мы едем, какая обстановка на границе… Обсудили международную ситуацию — в общем, приятно поговорить с умным человеком, не оболваненным пропагандой той или иной стороны.

И вот мы уже приезжаем в Клайпеду отдавать деньги 😉 Литва показалась самой внешне русофобской страной: это и плакаты про русский военный корабль, и дорожные знаки «Minsk — Occupied by Kremlin», но зато на литовско-белорусской границе нам вообще никто не задал ни одного вопроса ни про вещи, ни при валюту, ни про то, когда эта машина въехала в Евросоюз (а общей базы нет!) Поставили штампики Tax Free, не глядя на товар, да и всё! Очередь на двух границах затянулась на три часа; в основном тут стоят белорусы.

Куршская коса в Литве, конечно, куда интереснее калининградской, а ещё тут принимают UnionPay (терминалы Swedbank)

Да, вы правильно поняли: через Белоруссию маршрут длиннее, но в Латвии и Эстонии, говорят, вопросов намного больше, причём по обе стороны границы. Плюс Беларусь — это же банковские карты! Грех уж не заехать.

Вернее, карты (цифровые) я себе заказал удалённо через «Тревелбелку», находясь ещё в Греции, и оформив всё на маму. Но «Приорбанк» как-то затормозил процесс, поэтому карты всё не выпускались и не выпускались — в итоге «Белка» даже вернула всем деньги. Причина оказалась простой: иду я такой 30 августа в Life:) за симкой, с симкой иду в Приорбанк, а мне и говорят: «Чпок, с сегодняшнего дня у нас для нерезидентов депозит 10 тысяч рублей». Белорусских. То есть, мне нужно заморозить 250 тысяч российских, чтобы открыть счёт. К такому меня жизнь не готовила, поэтому я воспользовался описанным на форумах советом по бесплатному оформлению карт банка БНБ. Работает только при личном присутствии! Суть в том, что если вы просто придёте открывать счёт в БНБ, с вас за это попросят денег как с нерезидента. Но если отправить перевод Unistream и получить его в банке БНБ, то у вас для этих целей бесплатно автоматически откроется счёт! Вернее, сразу два: в белорусских рублях и российских. А если есть счёт — то вы уже клиент банка и можете тут же навыпускать карточек — хоть виртуальных в приложении, хоть пластиковых (но нужно будет подождать несколько дней в РБ, пока их напечатают).

Это, однако, ещё половина дела. Мало иметь карты — их надо пополнять из России! Конечно, всегда есть QIWI и крипта, но это комиссии до 20-25%. Поэтому я ещё оформил виртуальную карту «Белкарт Премиум» в Белинвестбанке, правильный способ многократно описан на форумах, он настолько неочевиден, что я даже зашёл в отделение, чтобы мне показали, куда нужно нажимать на сайте. Кстати, способ перекидывать деньги между белорусскими банками без комиссии тоже неочевиден: нужно делать это не по номеру карты или номеру телефона, как у нас в СБП, а по специальному номеру ЕРИП, который имеется у каждой белорусской карты помимо обычного 16-значного. Ну, а в самой РБ везде принимают карты «Мир», конечно.

Агенты «Белавии» в барах Минска

В итоге карты у меня есть. Машина, полная скарба, успешно вернулась в Россию три с половиной года спустя. На одометре прибавилось 4200 км, на термометре куда-то пропали 34 градуса Цельсия. Короче, прорвались. И прорвёмся ещё, если мне теперь дадут Шенген после истекающего 5-летнего французского. Впрочем, родителям в августе греки дали 4-летние визы. То есть, всё нормально. А если не дадут — ну, так Россия постоянно расширяется, а я ещё в старой не везде был 😉

Заметно похолодало. Значит, мы дома

Илья Шатилин

4.2 107 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

9 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Виктор
Виктор
18 дней назад

Крутая история! Но приключение не для рядового туриста)

Влад
Влад
14 дней назад

Черт возьми, схожая ситуация. Машина стоит в Греции с 2019 года. А в этом году ещё и Шенген закончился.

Роман
Роман
14 дней назад

Хорошо написано, доходчиво.
Много что для себя подчерпнул полезного , думаю пригодится.

Larissa
Larissa
13 дней назад

Классно.

нат
нат
13 дней назад

Ребят, вы прямо волшебники!!! эх! русская смекалка!!! Красавы!!!

Константин
Константин
12 дней назад

В начале августа в России купил на Туту.ру а/билеты Хельсинки-Берлин за рубли с российской карты. Сейчас, находясь в Греции, пылись там же взять билеты Салоники-Ницца, но ничего не выходит. Попробую Вашу рекомендацию об Авиасейлс.

Taty
Taty
12 дней назад

Ох…даже не прочитала до конца. Ну явно эти головоломки — не отдых . Сорри.