За лайфхаки с возвратными билетами «Аэрофлота» теперь придется платить

«Аэрофлот» перестал в полном объеме возвращать деньги за билеты, купленные по возвратным тарифам с 28 сентября. Теперь авиакомпания в обязательном порядке удерживает часть уплаченной суммы: для внутренних рейсов 270 рублей за сегмент, для международных рейсов 3,9 евро (примерно 330 рублей по нынешнему курсу).

Формально это сбор за использование систем бронирования YR – он существовал и раньше, с начала 2020 года, однако возвращался при сдаче возвратного билета, теперь же он стал невозвратным.

Сбор стали удерживать в связи с распространением ряда лайфхаков, основанных на возможности купить билет и потом вернуть всю сумму. Когда о таких возможностях знало ограниченное количество людей, они не наносили значительного ущерба авиакомпании, однако в последнее время ими стало пользоваться все больше пассажиров; «Аэрофлот» оставался одной из последних крупных авиакомпаний мира, где провернуть подобные трюки можно было бесплатно: другие перевозчики, в том числе российские, давно ввели невозвратные сборы за бронирование. Вспомните легендарные 100 рублей у S7, например.

Суть всех лайфхаков заключается в покупке билета по полностью возвратному тарифу без намерения лететь. Это имеет смысл в следующих ситуациях:

  • Самый массовый вариант – бронирование билетов для визы. Консульства многих стран требуют подтвержденную бронь авиабилетов. Покупать дешевый билет по невозвратному тарифу невыгодно по двум причинам: во-первых, не факт, что ты захочешь лететь именно в эти даты, особенно когда запрашиваешь шенгенскую мультивизу сроком на несколько лет. Во-вторых, в визе и вовсе могут отказать, а отказ в визе давно не является поводом для вынужденного возврата. С полностью возвратным билетом проблемы решаются: ты просто покупаешь тариф «Максимум» по кредитной карте, потом сдаешь его, и в рамках льготного периода не платишь за это ни банку, ни «Аэрофлоту». «Аэрофлот» же при этом платит комиссию за использование системы бронирования и за эквайринг (комиссия банка). Кроме того, если сразу много людей забронируют билеты на конкретный рейс ради виз, и сдадут их в последний момент, то для реальных пассажиров не останется мест и в итоге борт улетит с неполной загрузкой. Понятно, что все эти риски в принципе заложены в возвратный тариф. Но эта математика работает, когда большинство купивших билет все-таки летят. А когда их много и никто лететь не собирается, получается прямой убыток как минимум из-за комиссии.
  • Бесплатный проход в бизнес-зал. Практикуется продвинутыми авиапассажирами. Можно купить билет бизнес-класса опять-таки по кредитной карте и пойти с ним в бизнес-зал. В «Аэрофлоте» несколько броней одного пассажира по разным направлениям в одни и те же даты не считаются дублями и не аннулируются автоматически, поэтому данный лайфхак работает. Естественно, его используют и пассажиры других авиакомпаний, главное – чтобы из того же аэропорта в то же время был рейс «Аэрофлота» или «России». Несколько лет назад один из пассажиров Lufthansa в течение нескольких месяцев каждый день приходил в аэропорт, чтобы поесть в бизнес-зале, затем бесплатно менял билет на следующий день и так до тех пор, пока его не внесли в «черный список».
  • Расширение пространства. Купив билеты по возвратным тарифам на имя родственников и зарегистрировав их онлайн на кресла рядом с собой, можно лететь без соседей. В зависимости от степени наглости и кредитного лимита можно «застолбить» от одного кресла посередине в узкофюзеляжном самолете до целого блока из 4 кресел в широкофюзеляжном – это практически целая кровать. Если на рейсе нет овербукинга, эти кресла останутся незанятыми, а вернуть билет по тарифу «Максимум» можно и после перелета. Кроме того, этим же способом можно создать овербукинг на рейсе, и тогда при наличии элитного статуса в ряде случаев апгрейд в бизнес-класс происходит еще до того, как «виртуальные» пассажиры «опоздают на рейс».

Теперь во всех этих случаях нужно будет заплатить, впрочем, пока что удержание сбора трудно назвать заградительным; ни один из лайфхаков не теряет своей ценности (в смысле, сходить в бизнес-зал за 270 рублей все равно куда выгоднее, чем за 3500). «Аэрофлот» лишь компенсирует прямые убытки.

Интересно, что вышеуказанные сборы действуют при покупке билета непосредственно у «Аэрофлота» или в прямых каналах, то есть, у агентов, подключенных по NDC. В остальных случаях, то есть, при бронировании через GDS, сбор еще выше: 8,5 евро за сегмент вне зависимости от направления. Поэтому у некоторых агентов билеты «Аэрофлота» будут априори дороже. Таким способом нацпер стимулирует всех переходить на NDC, чтобы не платить комиссию GDS.

Если вы не знаете, что такое GDS и NDC, мы вам расскажем:

Есть CRS (Computer Reservation System) — это собственная инвенторная система бронирования авиакомпании. Грубо говоря, интернет-магазин, в котором перевозчик продает места на своих рейсах по той или иной цене.

GDS (Global Distribution System) — это глобальная распределительная система, эдакий маркетплейс среди магазинов, куда магазины выгружают имеющийся у них ассортимент. Своего рода «Алиэкспресс» или «Вайлдберрис» для билетов, на который вы как агент заходите и ищете нужный товар (билеты из А в Б) без необходимости искать билеты из А в Б в каждом интернет-магазине поочередно. За доступ к этому «Алиэкспрессу» с интернет-магазинов взимают комиссию. Долгое время GDS были единственным посредником между агентами, к которым клиенты приходили за билетами, и авиакомпаниями: только через них агенты видели предложения сразу всех авиакомпаний по перевозке из А в Б.

NDC (New Distribution Capability) — это протокол, позволяющий агенту обратиться напрямую в CRS авиакомпании. Грубо говоря, это API для прямого доступа к билетам в обход GDS, фактически прямой доступ для продавца к базе остатков магазина. Он позволяет избавиться от посредника в виде GDS и не платить ему деньги.
Однако разработан он не для обхода GDS, а для возможности продавать услуги комплексно, пакетами — от банального багажа и питания до отелей и проката машин, в то время как старые протоколы обмена поддерживают, по сути, только тарифы, расписание и наличие мест.

Публикация тарифа в GDS осуществляется за комиссию.

Илья Шатилин

Views:
5 3 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest
2 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Олег
Олег
10 дней назад

вчера дважды звонил в аэрофлот. сказали что возвращают в полном объеме по тарифу максимум, без удержания чего-либо