Как учатся пилоты: фоторепортаж

Исполнилось 5 лет авиационному учебному и научно-исследовательскому центру Boeing в подмосковном наукограде Сколково. Нам удалось побывать внутри и посмотреть, как он устроен. Фоторепортаж:

Центр расположен в сравнительно небольшом здании среди полей. Одно крыло занимают учебные классы. Среди них – как обычные аудитории с партами и досками, так и специализированные.

Например, в одном из классов столы напоминают своим расположением кабину пилотов, а на них под стеклом закреплены плакаты с изображением всех приборов и органов управления. Именно так, как в настоящей кабине – вплоть до того, что потолочная панель в буквальном смысле висит сверху!

Более продвинутая версия такого класса называется процедурным тренажером. Он уже ближе к реальной кабине пилотов, только все приборы располагаются на сенсорных экранах и ими можно управлять – или касаясь дисплеев, или при помощи тачпадов и курсора. Почти как в ноутбуке.

Общий вид процедурного тренажера

Нажатием на стрелочки можно крутить виртуальную ручку

Очень похоже на гнездо продвинутого симмера с множеством мониторов, но есть одно большое отличие: нигде не отображается картинка «снаружи». Потому что задача этого тренажера – изучать именно работу бортовых систем в полете, отрабатывать действия при различных отказах и т.п. Конечно, такие тренировки проходят и на полнопилотажных тренажерах (FFS) тоже, однако если бы все бортовые системы изучались на FFS, то их потребовалось бы значительно больше.

На этом экране наглядно отображаются схемы работы трех гидросистем Б777

Наглядное отображение работы топливной системы

Работа системы кондиционирования. Обратите внимание: в салоне 75 градусов, в багажном отделении 59. Это по Фаренгейту, по Цельсию будет 24 и 15 соответственно. Ваш котик не замерзнет.

А самих FFS в Сколкове три: два Boeing 737NG и один Boeing 777. Оба тренажера 737NG произведены в Англии на заводе Thales (сейчас компания называется L3) в середине 2000-х годов. Один раньше работал в учебном центре S7 Airlines, второй привезли из учебного центра Boeing в Сингапуре.

Серверная для всех тренажеров

А тренажер Boeing 777 купили новым именно для московского центра у канадской компании CAE. Это единственный тренажер Boeing 777 в России, поэтому неудивительно, что полеты на нем расписаны по минутам до конца года – так, что даже на экскурсию не попасть. С 737 проще: такие тренажеры еще есть у S7 и «Аэрофлота», поэтому была возможность полтора часа «полетать».

Главное отличие от общедоступных тренажеров, расположенных в торговых центрах – это полное соответствие кабине пилотов настоящего самолета, вплоть до работы механизма регулировки педалей и усилия на органах управления – оно точно такое же, как в настоящем самолете, поэтому здесь можно готовить пилотов, а в торговых центрах – нет. Еще одно отличие заключается в полном отсутствии задержек между движениями платформы и изменением картинки на проекционных дисплеях, благодаря чему даже после продолжительных тренировок не возникает чувства головокружения и тошноты. Дело в том, что если данные от органов зрения и вестибулярного аппарата друг другу не соответствуют, то мозг «сойдет с ума»: критичной будет даже задержка в 100 мс! Это как разница между VR-шлемами прошлых поколений в сравнении с современными. А еще в «настоящем» тренажере хорошая вентиляция и не душно.

Внуково почти похоже

Пытаемся сесть с отказом двигателя

Место оператора и инструктора

Если ты не в первый раз держишь в руках штурвал, то взлететь и сесть довольно просто – даже без директоров и т.п. Так что «посадит ли пассажир самолет?» – да, посадит. При хорошей видимости, в простых метеоусловиях и без множества других самолетов вокруг. Но стоит, например, словить отказ двигателя при взлете – и уже начинаешь нервничать, потому что добавляется проблема «как выравнивать самолет», о чем-то обязательно забудешь и т.п. Так что можно сколько угодно называть пилотов «кнопконажимателями», мол, самолет сам летит, сам садится и так далее – они в кабине нужны в первую очередь на случай того, если что-то пойдет не так.

Здесь устанавливаются все параметры — от взлетного веса до направления ветра

Всего в Сколкове обучаются пилоты 19 авиакомпаний. У каждой авиакомпании даже есть свой шкафчик в общем зале – там можно оставлять какие-то вещи. Всего за 5 лет 16 тысяч пилотов налетали на тренажерах 71500 часов. То есть, получается, каждый из тренажеров (включая два процедурных) работает по 12 часов каждый рабочий день. Каждый пилот бывает на тренажерах раз в 6 месяцев.

Из-за новых сертификационных требований на тренажерах 737NG нельзя обучать пилотов семейства 737MAX: ближайший тренажер «Макса» есть только в Стамбуле; а на 737 Classic российские пилоты тренируются обычно в Вильнюсе.

Шкафчики 😉

Разработками занимаются 35 сотрудников центра. В основном они занимаются композитными материалами, прочностными испытаниями и т.п.

Илья Шатилин

Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии