«Аэрофлот» по итогам октября продемонстрировал наихудшие среди всех российских авиакомпаний показатели по потере пассажиропотока, лишившись почти двух третей (65,8%) клиентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это следует из опубликованных данных Росавиации.
При этом отрицательная динамика наблюдается у большинства российских перевозчиков, за исключением «Победы» (+10,6%) и «Азимута» (+13,9%). «Азимут» стал единственной авиакомпанией, последовательно нарастившей пассажиропоток за последние три месяца; ранее лидером роста была «Победа» с +17% в августе и 17,8% в ноябре.
Рост пассажиропотока «Азимута» отчасти связан с расширением флота: в ноябре 2019-го года был получен 11-ый «Суперджет» (+10% емкости); 12-ый по счету самолет этого типа перевозчик получил лишь 5 ноября этого года, так что в данных за октябрь его вклада нет. При этом процент занятости пассажирских кресел в «Азимуте» упал на 9% с 88,7 до 81,3%, что практически нивелирует увеличение количества самолетов. Главная причина такого значительного роста пассажиропотока «Азимута» заключается в значительном увеличении среднего налета на одно воздушное судно, то есть, каждый «Суперджет» стал выполнять больше рейсов и меньше простаивать на земле. Напомним, он составил 250 часов в месяц, то есть, порядка 8,3 часов в сутки, что сопоставимо с показателями лучших иностранных конкурентов.
При этом «Азимут» имеет возможность привлекать пассажиров за счет низких цен, поскольку основу его маршрутной сети составляют субсидируемые государством направления между регионами в обход Москвы, а доля международных невелика.
У «Аэрофлота» же, наоборот, на операционные результаты октября 2020 года повлияла динамика спроса и значительные ограничения на полеты, связанные с распространением коронавирусной инфекции в мире. При этом бизнес-модель «Аэрофлота» предполагала также значительную долю пассажиров, летящих из регионов России за рубеж с пересадкой в Москве, поэтому и на внутренних рейсах пассажиропоток нацпера заметно сократился; несмотря на отмену большого количества рейсов процент занятости кресел упал почти на 20%: с 80,2 до 67,1%.
Важно понимать, однако, что восстановление пассажиропотока вовсе не означает улучшения финансового положения авиакомпаний, поскольку даже кажущиеся оптимистичными летние показатели были достигнуты в основном за счет значительного снижения цен на авиабилеты.
То есть Совелия пульнули на повышение как нельзя вовремя