В самолетах появится 5G

Компании SkyFive (дочерняя структура Nokia) и Airbus приступили к разработки системы подключения самолетов к сетям 5G. Сигнал будет передаваться на самолеты без всяких спутников с наземных базовых станций: примерно так же, как работает система gogo на территории США. А поскольку система потребует наличия этих самых наземных базовых станций, то развернута она будет не во всем мире, а лишь в воздушном пространстве Китая. Такое решение выбрано китайцами не случайно: во-первых, при текущем уровне потребления интернет-контента любые другие технологии, например, спутники, не обеспечат достаточной пропускной способности – если не сегодня, то завтра точно; а если пятистам пассажирам лайнера дать даже жалких, но  гарантированных 10 Мбит/сек, то это потребует канала в 5 Гбит/сек. Во-вторых, доступ через спутник будет сложно контролировать правительству – а в условиях «великого китайского фаерволла», блокирующиего множество интернет-ресурсов, это важно.

Тем не менее, ранее в Китае уже пытались строить сети типа Air-to-ground, но дальше небольших экспериментов дело не пошло. Подробнее:

SkyFive, когда еще не была самостоятельной компанией, а представляла собой просто отдел в Nokia, уже построила аналогичную сеть в Европе (EAN, European Aviation Network), запущенную в коммерческую эксплуатацию еще в 2018 году. Она является гибридной: в ней используется и спутниковый канал, и 300 наземных базовых станций с радиусом охвата порядка 75 км, но стандарта LTE (2100 МГц, Band 65, это дает скорость в 75 Мбит/сек в прямом канале и 20 в обратном на весь самолет). Наземные БС являются основными, на спутниковую связь самолет переключается только при отсутствии сигнала с них – например, при полете над морем. Уже в салоне доступ в интернет раздается по Wi-Fi. Сетью EAN пользуются пассажиры авиакомпаний British Airways, Aer Lingus, Iberia, Vueling и Lufthansa.

А вот Gogo обещала в 2021 году модернизировать свою ATG-сеть до 5G. Сейчас gogo использует стандарт LTE в диапазоне 2,4 ГГц (60 МГц спектра), а также CDMA EV-DO Rev.B в диапазоне 850 МГц. Максимальная скорость составляет 9,8 и 3,1 Мбит/сек на весь самолет соответственно, что, мягко говоря, по нынешним меркам немного.

Сеть 5G будет также развернута в нелицензируемом спектре 2,4 ГГц. За счет более эффективного использования спектра (в частности, наземная станция не просто «светит вверх», а формирует узконаправленный луч в направлении каждого пролетающего самолета и «следит» за ним), использования более продвинутых схем кодирования сигнала и т.п. скорость удастся увеличить в несколько раз.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии