В России могут легализовать возврат денег за билеты ваучерами

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) предложила российским властям легализовать использование ваучеров вместо возврата средств за отмененные рейсы, пишет газета «Коммерсант» со ссылкой на письмо АЭВТ первому вице-премьеру Андрею Белоусову. Ранее, 6 апреля, Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) признала депозитные ваучеры легальной формой работы авиаперевозчиков с клиентами и призвала власти всех стран последовать своему примеру.

Фактически российские авиакомпании компенсируют массово отменяемые рейсы ваучерами уже сейчас, вынуждая тех, кто хочет все же вернуть живые деньги, обращаться в суд: российское законодательство не предусматривает форс-мажорных ситуаций вроде текущей. И если отменяются единичные рейсы, возвраты почти никак не влияют на экономику авиакомпаний; однако когда отменяются 90%, а новые билеты при этом почти не продаются, это грозит перевозчикам скорым банкротством. Дело в том, что деньги, которые требует возвращать закон, не лежат на счетах с того момента, как пассажир купил билет до того момента, как авиакомпания фактически платит за его перевозку (от лизинга самолетов до топлива, аэропортовых сборов и зарплаты пилотов). Они тратятся сразу же в момент поступления на оплату ранее перевезенных пассажиров и других расходы. Соответственно, чтобы что-то вернуть, нужно продать билет кому-то прямо сейчас. А поскольку спрос катастрофически упал, то получается, что те деньги потрачены, а новых нет, и если выполнять требования закона, то вернуть что-то получится только первым 10-20% счастливчиков, а остальным сказать: «Кому я должен – всем прощаю» и закрыться.


Ваучеры решают эту проблему: деньги вытаскивать из компании не нужно, нужно лишь условно бесплатно перевезти пассажира в будущем. Правда, пассажирам это по понятным причинам может не понравиться: большинство людей летает редко и, скажем, если вы собирались в Гамбург на концерт Раммштайна, то через полгода в Гамбурге не будет концерта Раммштайна, да и истечет срок действия визы, полученной под даты поездки, и т.п. – зачем вам в этом случае ваучер Lufthansa? Кроме того, никто не знает, сколько будет стоить авиабилет через полгода и хватит ли суммы в ваучере на то, чтобы куда-то улететь, да и будут ли вообще деньги на то, чтобы путешествовать: лучше их сейчас потратить на гречку и тушенку. И, в конце концов, непонятно, будет ли вообще существовать авиакомпания. Так что лучше синица в руках, чем руки в синице.

«Для многих участников отрасли почти невозможно найти в короткие сроки достаточные финансовые средства, чтобы сохранить прежнюю экономическую модель и избежать банкротства. <…> Большинство авиакомпаний сейчас тратят больше наличных денег на возвраты пассажирам, чем получают за бронирование своих услуг», — пишут авторы инициативы.
Как отметили в АЭВТ, количество сданных билетов с начала года превышает аналогичный показатель 2019-го в пять раз, при этом число рейсов во втором квартале сократится на 80-90%.
Предполагается, что закон будет иметь обратную силу: новый механизм предлагают распространить на рейсы с вылетом до конца 2020 года, даже если билеты продали до принятия поправок.
Кроме того, в Воздушный кодекс хотят внести понятие форс-мажора, при котором авиакомпания вправе расторгнуть договор перевозки. В этом случае АЭВТ предлагает оформить электронный документ, средства на котором можно будет использовать на протяжении трех лет. Если клиент откажется от ваучера, авиакомпания вернет ему деньги в течение года. Например, такое сейчас практикует «Победа»: деньги возвращают ваучерами, но если их не использовать до лета 2021 года, то средства вернут на карту.

Подписаться
Уведомить о
guest

2 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
X-Ren
X-Ren
4 лет назад

в России могут, а может и не могут, а может не в России, а может всем пипец, а может он за гречкой, а может — за бумагой…

А бывают ещё заголовки:
«Стало известно..»
«Эксперты назвали..»

( о чем писать, когда не о чем писать? )