Кино в самолёте: как всё устроено. Часть 2. Эпоха персональных развлечений

В первой части мы рассказали об истории коллективных развлечений в самолетах. Но, сами понимаете, всем одновременно смотреть один и тот же фильм, который выбирали не сами, хорошо было в шестидесятых, когда это само по себе считалось чудом. А вот в восьмидесятых, когда в развитых странах почти у всех появились видеомагнитофоны и возможность смотреть то, что ты хочешь и когда ты хочешь, стало понятно, что будущее и на борту — за персональными развлечениями. Как они развивались и что впереди:

Впервые персональные развлечения появились в 1988 году на рейсах авиакомпании Northwest Airlines. В спинки 119 кресел Boeing 747 вмонтировали крошечные ЖК-экранчики диагональю 2,7 или, по некоторым данным, 3,5 дюйма — представьте себе четвертинку экрана современного смартфона. Каждый из пассажиров мог выбрать один из шести каналов, а источником сигнала были VHS-видеомагнитофоны. То есть, это было пока еще достаточно далеко от современных систем, но в те годы даже такая «амбразура» с псевдовыбором казалась чудом, и пассажиры были очень довольны, так что по итогам пилотного проекта было решено отказаться от общих телевизоров и оснастить индивидуальной системой развлечений разработки AirVision (совместное предприятие Warner Bros. и Philips) все широкофюзеляжные борты.

В том же 1988 году систему AirVision установили на 126 креслах в эконом-классе Boeing 747 авиакомпании British Airways. Там экраны были аж 4-дюймовыми. А в марте 1989 года у «Бритишей» в первом классе появилась действительно индивидуальная система развлечений: на специальных кронштейнах были установлены видеодвойки, и пассажирам на выбор предлагалась одна из 50 кассет. Использовались две системы: от FieldTech c 4-дюймовыми дисплеями Toshiba и видеомагнитофонами Kodak с 8-миллиметровой лентой (Video8), а также от Avicom с 4,3-дюймовыми экранами NEC и 8-миллиметровыми видеомагнитофонами Sanyo.

В том же году на рейсах Virgin Atlantic и Japan Airlines в первом и бизнес-классах пассажирам начали выдавать переносные видеоплееры Sony Video Walkman GV-8 и GV-9: это были устройства со встроенным 8-миллиметровым видеомагнитофоном и ЖК-экраном диагональю 3 и 4 дюйма соответственно.

Самое же интересное было в том, что видеокассеты Video8 можно было взять и из дома — эта система оказалась менее популярной, чем VHS, но, тем не менее, распространенной. Тогда всерьез говорили о перспективах такого вида бизнеса, как продажа и прокат видеокассет в аэропортах, а также о морально-этическом аспекте: мол, что делать, если рядом с вашим ребенком сядет дядечка, предпочитающий жесткие немецкие фильмы про фантастику 😉

Тем временем в экономе, конечно, никаких индивидуальных кассет не было, и первая система развлечений с видео-по-запросу появилась только у Panasonic в 1998 году: тогда пассажиры смогли не только выбирать, что смотреть, но и когда смотреть, запуская фильмы в удобное время, ставя их на паузу и перематывая. Правда, система была частично аналоговой — по крайней мере, в доставке сигнала на индивидуальный дисплей. Полностью цифровой (когда поток данных с сервера транслируется по локальной сети на оконечное устройство) стала лишь система Panasonic eFX в 2003 году. Собственно, с тех пор мы имеем IFE в том виде, в котором имеем — с разницей лишь в диагоналях экрана и интерфейсах управления; например, много где экраны до сих пор не сенсорные. Цифровизация позволила добавить к видео- и аудиоконтенту интерактивный — например, игры.

Вот только сейчас, когда авиаперевозки становятся все доступнее и доступнее, устанавливать индивидуальные экраны уже роскошь. Поэтому все чаще используются стриминговые системы IFE, впервые появившиеся у немецкой чартерной авиакомпании Condor в 2011 году — это был BoardConnect от Lufthansa Systems, в том же году появилась и аналогичная Panasonic eXW. Смысл технологии в том, что экран и так есть у пассажира с собой — это смартфон, планшет или ноутбук. Поэтому вешать еще один экран у него перед глазами не надо, достаточно транслировать на него контент по Wi-Fi: так намного проще и дешевле. Благодаря этому IFE появляется даже на небольших самолетах и коротких рейсах, и основной статьей расходов становится сам контент.

Контент делится на 3 категории: EWC, LWC и «локальные» фильмы.
EWC (Early Window Content) — это свежие голливудские блокбастеры, которые, как правило, уже завершились в прокате, но еще не вышли в онлайн-кинотеатрах для домашнего просмотра и в торрентах присутствует лишь в виде «экранки». Этот промежуток составляет 1-2 месяца. Это самый дорогой контент, таких фильмов авиакомпания закупает не более 4-5 в месяц.
LWC — Late Window Content — это более старые фильмы, которые есть везде в хорошем качестве, они в 3-5 раз дешевле, чем EWC. «Локальные», или международные фильмы — это всякое «местечковое» кино, от Болливуда до китайских боевиков, они в 5-10 раз дешевле, чем EWC, в зависимости от популярности. Российское кино тоже относится к этой категории, но его, кроме как на рейсах российских авиакомпаний, нигде особо и нет.

«Аэрофлот» запустил Wi-Fi в A320

Существуют разные условия лицензий; чаще всего учитывается количество просмотров фильма и выставляется счет: средняя цена фильма составляет $0,40, но это такая сферическая цена в вакууме, пригодная, скорее, для расчета общих затрат. Так, при среднестатичестической 85-процентной загрузке кресел и 70% пассажиров, которые вообще смотрят кино на борту, один Boeing 777-300 обойдется авиакомпании в $3000 в месяц, а, скажем, Airbus A380 — в $5000. Так что на фоне остальных затрат стоимость лицензий — копеечная. Впрочем, и тут можно сэкономить: например, авиакомпания «Россия» компенсирует стоимость лицензий рекламными роликами, которые демонстрируются пассажирам перед началом фильма.

В каком направлении IFE будет развиваться дальше – покажет время. Некоторые авиакомпании уже дают на борту очки виртуальной реальности, но в реальной реальности будущее, скорее всего, за широкополосным интернетом, в котором каждый найдет себе развлечение по душе.

Как работает система развлечений в самолетах «России»

Views:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *