Кино в самолёте: как всё устроено. Часть 1. От бипланов до Ту-154М.

Системы развлечений в самолетах появились еще на заре гражданской авиации: в двадцатых годах прошлого века. Самолеты того времени были не слишком быстрыми, а пассажиры — сплошь взыскательная публика, которой было не очень интересно несколько часов подряд смотреть в окно. Рассказываем подробнее о том, как в самолётах появилось кино, вино и домино:

Формально первый фильм на борту был показан в 1921 на борту самолета американской авиакомпании Aeromarine Airways — однако этот рейс был специфическим в том плане, что сам рейс представлял собой «полет ради полета» вокруг Чикаго, а фильм представлял собой видеоэкскурсию.

Первая в мире демонстрация фильма о Чикаго в полете над Чикаго.

На «настоящих» рейсах фильмы начали демонстрировать лишь в 1925 году на рейсах Imperial Airways из Лондона в Париж — это был фильм «Затерянный мир» по Конан Дойлю.
С технической точки зрения показ фильмов был реализован достаточно просто: в конце салона — длиннофокусный проектор, в начале салона — экран, а звук… А не нужен звук, потому что фильмы были немыми, но! Играла фоновая музыка, транслируемая по радио с земли!

Афиша “первого в мире кинотеатра на борту”

Кстати, эта технология почти без изменений дожила до начала 1990-х годов: в семидесятых и восьмидесятых в СССР любили брать списанные самолеты, ставить их в парках, а внутри устраивать детские кинотеатры. Жизнь после смерти. Что узбеки сотворили с самолётами-памятниками

Один из детских кинотеатров в самолете. А тот, кто в 80-х ходил в чешский Луна-парк, помнит “Видеоракету” – там уже вместо проектора стоял видик и крутили “Том и Джерри”

В 1932 году в самолете Western Air Express (в США) впервые показали телевизионную трансляцию с земли.
Кроме того, в те годы в ходу были дирижабли, где развлечения были организованы с размахом: например, в знаменитом «Гинденбурге», который летел из Европы в Америку примерно 2,5 дня, имелся даже небольшой концертный зал, где играл пианист, (а также бар и сигарная комната).

Телевизионная трансляция на борту: пассажирам в прямом эфире показывают, как взлетает их самолет.

А в сверхширокофюзеляжном самолете Bristol 167 Brabazon (1949 год) был спроектирован полноценный кинотеатр на 37 мест с большим экраном: фюзеляж диаметром 8 метров (больше чем у A380!) это позволял. Правда, до серийного производства этот тип ВС так и не дошел, был построен только один опытный экземпляр.

Кинотеатр с креслами спиной вперед

Однако все эти системы развлечений скорее были «уникальной фишкой» — массовым решением они стали лишь в 1960-х, когда появилась компания Inflight Motion Pictures, разработавшая и серийно производившая специальные кинопроекторы для самолетов. Они использовали 16-миллиметровую пленку на горизонтально расположенных 25-дюймовых бобинах, и имели довольно компактный размер, что дало возможность показывать на борту полнометражные фильмы.

Американская Trans World Airlines стала первой авиакомпанией, демонстрирующей полнометражные фильмы на бортах самолетов.

Звук в те годы предлагалось слушать через пневматические наушники типа стетоскопа: трубки были проложены к креслам, где к ним подключались «шланги», идущие к ушам.
До 1979 года других наушников в самолетах и не было, потом их начали постепенно заменять электрическими, но сначала только в бизнес-классе. Удивительно, но система просуществовала сорок лет: до 2003 года самолеты с пневматическими наушниками оставались у авиакомпании Delta.

Это не врачебный стетоскоп, а пневматические наушники из старых самолетов

Ближе к концу шестидесятых в самолетах появилось такое чудо, как видеомагнитофон: это позволило разместить в потолке несколько электронно-лучевых мониторов и сделать просмотр возможным для всех — проекционный экран в начале салона было, естественно, почти не видно с задних рядов. Однако и это решение было, конечно, не массовым — «телевизоры» в виде штатного оборудования появились лишь в начале 1980-х; например, с ними стал выпускаться Boeing-767; фильмы уже запускались с обычных видеокассет или лазерных дисков.

RA-85834 – один из Ту-154М авиакомпании “Россия” с ЭЛТ-мониторами.

Такие системы устанавливались и на самолетах отечественного производства. Например, в салонах Ил-96 и даже Ту-154М: несколько подобных машин из-под Slovak Airlines донашивала до 2009 года авиакомпания «Россия», правда, система развлечений в них уже не работала и экраны висели как остатки былой роскоши. Также видеомагнитофонами и видеопроекторами оснащались на заводе Ил-86, но эта система тоже практически никогда не работала.

В Ил-96 “Аэрофлота” в 2010-х годах были уже ЖК-телевизоры

А до 2018 года Boeing 777-200 с такими системами эксплуатировала, например, Air China.

Редкий вид: Boeing 777 с ЭЛТ-мониторами.

Впрочем, еще в шестидесятых в СССР крутили и кино, и телепередачи показывали, но это были лишь эксперименты.

Телевизоры в одном из Ту-134 установили в порядке эксперимента в 1969 году

Пассажиры “смотрят кино” в Ан-10. Постановочное фото 1960-х. Наушики, кстати, уже электрические: перегнали Америку.

Ил-86 авиакомпании “Россия”. На экране висит плакат с Медным всадником.

Главным недостатком всех подобных систем было отсутствие индивидуальности: какой поставят фильм, такой все пассажиры и смотрят; в лучшем случае можно было выбрать язык звуковой дорожки в наушниках. Как появились индивидуальные системы развлечений, мы рассказали во второй части статьи. Не переключайтесь.

Кино в самолёте: как всё устроено. Часть 2. Эпоха персональных развлечений

Views:

1 comment for “Кино в самолёте: как всё устроено. Часть 1. От бипланов до Ту-154М.

  1. Александр Егупов
    14/10/2019 at 07:30

    Честно пишу и несправедливо во время бронировании в обычном кресле самолета и там нет телевизора!А в крутых и платном месте и там все есть !!!!@ЭТО НЕ ЗОРОШО!!!!!И НЕ СПРАВЕДЛИВО!И БЫТЬ УНИЖЕНЫМ И РАВНОДУШНЫМ К ПАССАЖИРАМ ТАК НЕЛЬЗЯ!!!Извините !Очень обидно!С уважением Алексаедр-Путшественник

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *