Осторожно: как не опоздать, влезть в калибратор и все равно не улететь

Нет, речь пойдет даже не про овербукинг, а про ловушку, в которую может попасть неопытный пассажир. Мы рассмотрим ее на примере очередного скандала, который пострадавшие пытаются разжигать в соцсетях. Ситуация следующая: пассажирка летит «Аэрофлотом» из Москвы в Брюссель, а далее из Брюсселя — чартером TUI в Канкун. «Аэрофлот» отказывает пассажирке в посадке в самолет еще в Москве, хотя она пришла вовремя, никаких превышений норм багажа у нее нет и овербукинга на рейсе тоже нет. Вернули только часть сборов: 3000 рублей, билеты по сути «сгорели». Полные ненависти посты понеслись по трубам, в смысле, по соцсетям. Конечно, для пущего хайпа добавлены жалобные детали: мать летит к больному ребенку. Но что же все-таки случилось? Что за людоеды в этом «Аэрофлоте» работают? Все очень просто:

При вылетах международными рейсами авиакомпании проверяют паспорта пассажиров на предмет наличия визы в ту страну, в которую выполняется рейс. Казалось бы, какое их собачье дело? Почему они берут на себя роль пограничников?

Дело в том, что если у пассажира нет визы, вида на жительство или иного документа, разрешающего въезд в страну назначения, то по прилёте его просто не пустят в страну и депортируют. Авиакомпании придётся везти его обратно домой, причём за свой счёт, а если обратный рейс заполнен на 100%, то отказывать в пересадке кому-то из обычных пассажиров, обеспечивать его гостиницей, питанием, а при вылете из Евросоюза ещё и компенсацией по 261-ому регламенту (до 600 евро на человека). А если обратный рейс уже улетел, пока пассажир стоял в очереди на паспортном контроле, то возникают еще и расходы на пребывание депортированного до того момента, как он отправится обратно. И, как вишенка на торте, в ряде стран авиакомпания получит ещё и штраф.

Стоп, но пассажирке же не нужно было в Брюссель, она летит в Мексику! Да. Но летит она из Брюсселя в Канкун чартерным рейсом, на который нельзя зарегистрироваться ни онлайн, ни в транзитной зоне (а безвизовый транзит в Брюсселе есть). То есть, даже без багажа (а с багажом тем более, ибо разные билеты) нужно выйти в общедоступную зону, зарегистрироваться и лететь дальше. Без шенгенской визы, которой у пассажирки не было, это сделать невозможно, поэтому ее депортировали бы.


Тут, правда, есть интересная правовая коллизия. Российское законодательство регламентирует проверку виз авиакомпанией (114-ФЗ, ст.6: «Контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации»). Но речь идет только о контроле: разрешение въезда или отказ — это действительно дело пограничников страны назначения. В Воздушном Кодексе РФ не обозначено отсутствие визы как законное основание для расторжения договора перевозки в одностороннем порядке. Вернее, в ст. 107 говорится: «нарушение пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита». Однако что считать нарушением, умалчивается. То есть, например, если паспорта нет, то отказать можно, а если нет визы, то нельзя, поскольку пассажир может воспользоваться безвизовым трансфером. В конце концов, пассажир может прилететь в тот же Брюссель, купить со смартфона билет на рейс Brussels Airlines (на который есть регистрация на стойке транзита) и улететь дальше в безвизовую страну. И в данной ситуации можно было бы судиться с Аэрофлотом за неправомерный отказ в посадке на борт, хотя в пункте 4.4.4. Правил Аэрофлота, например, говорится: «По требованию ПАО «Аэрофлот» пассажир обязан предъявить все документы на выезд, въезд, транзит, … , если ПАО «Аэрофлот» считает это необходимым», поэтому придётся ещё и доказывать ничтожность этого пункта, поскольку по ст. 107 Воздушного Кодекса невыполнение правил авиакомпании не входит в перечень оснований для отказа в перевозке, а бремя доказывания перечисленных оснований лежит на перевозчике. Впрочем, это если «по закону»: если «по понятиям», то перевозчик, наоборот, оградил пассажирку от еще больших неприятностей, связанных с неминуемой депортацией.


Какова мораль? Мораль в том, что самостоятельная организация стыковок через аэропорты визовых стран при отсутствии визы — конечно, отличный способ сэкономить, однако он требует тщательного изучения всех особенностей такой стыковки: даже если безвизовый транзит в принципе есть, то для конкретной пары рейсов, купленных разными бронями, его может и не быть. Поэтому такая экономия может обернуться тем, что вы в итоге не долетите до места назначения и потратите время и силы на суды. Наш совет — изучите опыт других путешественников на тематических форумах, прежде чем покупать такие билеты, и будьте готовы доказывать свою правоту сотрудникам аэропортов на местах.

Илья Шатилин

Подписаться
Уведомить о
guest

20 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Fediri
Fediri
5 лет назад

Минуточку! Как это нигде не прописано? В порядке пересечения границы РФ, а также в договоре воздушной перевозке очень четко возложена ответственность пассажира за наличие/отсутствие визы

Садок
Садок
5 лет назад
Ответить на  Fediri

Я совершенно спокойно пересекал границу РФ без каких-либо виз. Только загранпасспорт. Граница, таможня — всё по-взрослому. Просто мы в нейтральные воды ходили.

георгий
георгий
5 лет назад

Вы не правы! В законе РФ о въезде и выезде четко и черным по белому прописано: «Контроль за наличием виз в страну назначения возложен на перевозчика», а не на пограничников!!!

Алексей
Алексей
5 лет назад

Окей, а другая ситуация. Я гражданин России и хочу из Пекина попасть в Москву. При этом билет нацпера до Парижа с пересадкой в Шарике стоит в два раза дешевле, чем тот же рейс до Москвы.

Могут ли на основании того что у меня нет шенгена отказать в регистрации на рейс в Пекине? И в случае отказа — по каким законам (российским или китайским) мне придется разбираться?

Andrey
Andrey
5 лет назад
Ответить на  Алексей

Если стыковку обеспечивает авиакомпания, то есть из транзитной зоны выходить не нужно, то всё норм, если же самостоятельная стыковка, то нужна виза. Спроси у авиакомпании

Oleg Myakinin
Oleg Myakinin
5 лет назад

Мало того, была история прошаренного фрикентфлаера, который прочухал этот момент и проверил, а есть ли в чистой зоне возможность зарегистрироваться на след рейс. Это было реализуемо, но его все равно не пустили. Вроде это был Air France, мотивируя это тем, что стороннего рейса нет в базе.

Александр
Александр
5 лет назад

Всё хуже. Если стыковка в Шенгене самостоятельная, ни одна компания не посадит пассажира без шенгенской визы. Чартер, регулярный рейс, есть билет, нет билета — неважно. Наличие международной транзитной зоны в аэропорту пересадки тоже не поможет. Даже не пробуйте. Только согласованная пересадка (одна бронь авиакомпании на оба рейса), и то не всегда.

Arriver
Arriver
5 лет назад

Помню когда-то полетел на Барбадос с пересадкой в Нью-Йорке. И конечно не подумал я про визу США. Летел из Новосибирска тогда. Новосибирский Аэрофлот зарегал меня нормально на два сегмента до JFK. В мск меня встречал товарищ с табличкой с моей фамилией и мегафоном. Багаж сняли. Получил его и пошел искать чо делать дальше. Купил билет через Лондон. В то время действовала 24 часовая уступка, так что все оказалось окей, хотя на регистрации вызывали какого-то чувака, который разрешил мне лететь без UK визы со сменой аэропорта.

Короче будьте carefull

Sergey
Sergey
5 лет назад

Мутная история…

https://www.tuifly.be/en/online-check-in
И откуда инфа, что на чартеры нет регистрации?

Nick Z
Nick Z
5 лет назад
Ответить на  Sergey

Есть Online Check-in начинается за 72 часа. Мадам забыла зарегистрироваться заранее и распечатать посадочный. Без багажа выходить за пределы транзитной зоны в Брюсселе не нужно. В Брюсселе всего один терминал. Все, что Аэрофлот попросил, показать номер билета, и даже это мадам не смогла сделать, плохо подготовилась. На месте сотрудника «Аэрофлота», вы тоже бы ее не посадили. Шанс, что мадам завернули бы в Брюсселе был слишком высок. Кому хочется получать выговор по причине бестолковости пассажира. Сотрудник формально прав. Хотя если ты зарегистрирован, то посадочный можно распечатать в киоске или получить на стойке при посадке в самолет. Что бы это провернуть нужно знание системы и языков. И то и другое похоже у мадам отсутствовало.

Andrej Cholodenko
Andrej Cholodenko
5 лет назад
Ответить на  Nick Z

В Брюссельском аэропорту Завентем — 2 терминала, А — для полётов в Шенгенской зоне и В — для междунаpодных. По факту есть ещё 0.5 терминала (в конце терминала А) с наименованием А/Т для рейсов в США и Канаду, с дополнительным паспортным контролем офицерами из пограничных служб США и Канады.
А по факту статьи, история весьма мутная, как писали выше, дамочка никак не подготовилась, распечатать букинги и иметь при себе это первое, что должен сделать пассажир со сложными маршрутами, пересадками на другие авиакомпании.
TUIfly не чартерная авиакомпания, а авиакомпания специализирующяся по курортным направлениям, но летает она по расписанию, многие направления круглогодично.

Владимир
Владимир
5 лет назад

Бред какой-то.
Она летит через Брюссель. Из «нетральной» зоны не выход. Даже границу не проходит, зачем ей нужно чтото в этот Брюссель!?

Andrej Cholodenko
Andrej Cholodenko
5 лет назад
Ответить на  Frequentflyers

Зачем? Прилёт из России на терминал Б, отправление с того же терминала. Другое дело что если у неё багаж и она не зарегестрировалась на все перелёты, авиаперевозчик не всегда может перенаправить багаж

Vladimir
Vladimir
5 лет назад

Отсюда вывод: шенгенскую мультивизу нужно иметь всегда. Точка.

Nikos
Nikos
5 лет назад
Ответить на  Vladimir

Вот это четко и по теме, как не крути все концы сводятся в Европе, мир построен по их принципу как никак.