Пулково рассчитывает на «седьмую свободу» к 1 января

Аэропорт Пулково города Санкт-Петербурга рассчитывает получить уникальную для России седьмую свободу воздушного пространства к 1 января 2020 года, а в идеале это может произойти в октябре, сообщил сегодня корреспонденту FrequentFlyers.ru Евгений Ильин, коммерческий директор «Воздушных ворот северной столицы». По словам генерального директора ВВСС Леонида Сергеева, в Минтранс уже было направлено совместное обращение акционеров аэропорта и городской администрации, включающее предполагаемую сетку маршрутов европейских лоукостеров, в первую очередь Wizz Air. Более того, эта инициатива была поддержана Президентом РФ Владимиром Путиным, так что Пулково рассчитывает за счет этого реализовать седьмую свободу. Что это даст, почему это важно, и в чём сложности:

Смысл седьмой свободы воздушного пространства заключается в том, что иностранная авиакомпания сможет летать не только из/в страну своей регистрации (сейчас Wizz Air может выполнять рейсы только в Венгрию и Великобританию, где есть «дочка» Wizz Air UK), но и в любую другую, как это происходит в Европе. Как заявляют инициаторы данных изменений, их имеет смысл запускать как раз под электронные визы для иностранцев, с которыми граждане многих европейских стран смогут посещать Санкт-Петербург с 1 октября: по отдельности как упрощение визового режима, так и либерализация воздушного пространства не имеют смысла.

Инициатива во многом связана с тем, что базовый перевозчик аэропорта Пулково, авиакомпания «Россия», не развивает маршрутную сеть из аэропорта. Как заявил Алексей Львов, заместитель председателя комитета по транспорту Администрации Санкт-Петербурга, «Россия» сейчас фактически представляет собой «авиапарк при Аэрофлоте» и в стратегии развития группы «Аэрофлот» до 2023 года сколь-либо значимых планов на расширение маршрутной сети из Санкт-Петербурга нет. В «Аэрофлоте», по его словам, это объясняют отсутствием спроса, однако администрация (которая, кстати, намерена избавиться от принадлежащего городу блокпакета акций «России») уверен в существовании географических ниш, которые как раз могут заполнить лоукостеры. Грубо говоря, «Россия» никогда не будет летать в какие-нибудь «медвежьи углы» типа Скопье или Катовице — а у Wizz Air там базы, и пассажир лоукостера, заплатив за билет пару десятков евро вместо пары сотен, будет готов к тому, чтобы из того же Скопье за 4 часа и 15 евро доехать на автобусе, скажем до Салоников, которые уже являются популярным туристическим направлением.

Airbus A321 в новой ливрее Wizz Air

Так что между «Россией», выполняющей основной объем международных перевозок из аэропорта Пулково, и лоукостерами, даже не будет прямой конкуренции: они будут работать в разных ценовых сегментах. Впрочем, определенной каннибализации стоит, конечно, ожидать, однако в первую очередь это значительно увеличит турпоток: по оценкам Сергеева, либерализация воздушного пространства позволит Пулкову в кратчайшие сроки увеличить пассажиропоток с 20 до 35 млн. пассажиров в год. Впрочем, источники, претендующие на знакомство с внутренней кухней Минтранса, утверждают, что министерство готовит отказ и в настоящее время занято придумыванием хоть сколько-либо значимых аргументов против «седьмой свободы».

Параллельно Пулково борется и за хотя бы «пятую свободу». Пятая степень свободы воздушного пространства даёт право авиакомпании перевозить пассажиров и грузы из одного иностранного государства в другое при полёте в/из страны регистрации перевозчика (грубо говоря, венгерский Wizz Air летит по маршруту Будапешт-Пулково-Катовице или наоборот). «Снятие данных ограничений позволит Санкт-Петербургу создать значительно более привлекательные условия для авиакомпаний из стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Северной Америки и открыть рейсы по маршрутам Европа-Азия или Азия – Северная Америка. Развитие подобных перелетов станет хорошим драйвером для реализации программы «стоповер» (промежуточной остановки) в Санкт-Петербурге», – рассказали в пресс-службе ВВСС.
«Нетрудно понять позицию ВВСС, где новый гендиректор пробует разные идеи для роста пассажиропотока. По «пятой свободе» перспективы одобрения хорошие, но потенциал низкий, если речь идет о дальнемагистральных маршрутах, а полеты вроде Дублин-Петербург-Париж никто не даст. Но у «седьмой свободы» уже есть история, внушающая большой скепсис.

Брюссель уже подписал т.н. «горизонтальные» соглашения, вводящие статус «перевозчика ЕС», со многими соседями, среди которых Турция, Израиль, Марокко и Украина. Переговоры Еврокомиссии с российским правительством идут давно, но упираются в наших авиакомпаний, опасающихся европейских низкозатратных конкурентов. Сейчас те могут летать в Россию только из тех стран, где получили АОС (сертификат эксплуатанта): та же Ryanair ограничена Ирландией, а с недавних пор — Австрией, Мальтой и Польшей. «Горизонтальное» соглашение — «седьмая свобода» — позволит любой европейской авиакомпании открыть рейсы в Пулково из любого пункта в ЕС. Та же easyjet сможет летать в Петербург из Парижа, а Wizz Air — из Вены. Собственно, традиционные европейские сетевые авиакомпании, вроде Lufthansa, Air France или KLM, тоже не в большом восторге от роста конкуренции. В отсутствие сильных лоббистов и на фоне политического кризиса вопрос «горизонтального» соглашения между Россией и ЕС несколько лет назад перестал быть актуальным.

Попытка Сергеева «оживить труп» при поддержке Смольного не выглядит перспективной. Противники остались всё те же, у них сильный ресурс, их позицию разделяет Минтранс. Въездной туризм — хороший аргумент, но Петербургу сейчас дали электронные визы, по правилам игры сначала надо отработать этот механизм, а когда его потенциал будет исчерпан — предлагать новые идеи. Сейчас, скорее всего, откажут, но через пару лет у этому вопросу можно будет вернуться», — комментирует Андрей Крамаренко, научный сотрудник института транспортной политики НИУ ВШЭ.

Илья Шатилин

Подписаться
Уведомить о
guest

4 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Виталий
Виталий
5 лет назад

«…до Салоников» — стыдно журналисту до такой степени не владеть русским языком.

zeus
zeus
4 лет назад
Ответить на  Frequentflyers

Правильная форма – «Салоник»: до Салоник, а не до Салонников.