Всё о телетрапах: прошлое, настоящее, будущее. Часть 2.

Продолжаем наш ликбез о телетрапах. Первая часть.

На самом деле некое подобие телетрапов появилось еще в лондонском аэропорту Гатвик в 1936 году, когда там открылся инновационный для того времени круглый в плане терминал Beehive («Улей»). В самолёты тогда заходили еще преимущественно с земли, но в аэропорту имелись телескопические посадочные галереи, ездившие прямо по перрону по специальным рельсам. Разумеется, сейчас их там не осталось: аэропорт был полностью перестроен в 1950-х годах и «Улей» превратился в административное здание, в качестве которого функционирует и поныне.

Не телетрап, но крытый проход к самолету. Лондон-Гатвик, 1936 год.

Первый телетрап современного типа установила в апреле 1958 года в аэропорту Чикаго авиакомпания United Airlines. Он получил название Aero Gangplank, собственно, Gangplank с английского и переводится как «трап», но не в значении лестницы, а в значении переходных мостков, которые, например, используются на причалах.

Первый в мире телетрап современного типа. Чикаго, 1958 год.

Он состоял из трех телескопических секций, а на конце, соприкасающемся с фюзеляжем, имел надувные резиновые баллоны для плотного прилегания.

Как видно на фотографии, телетрап мог регулироваться по вылету, по высоте, а также передвигаться по окружности, чтобы оказаться напротив двери самолета, правда, самолет должен был стоять строго перпендикулярно трапу.

Сбоку имелась дверца для экипажей, но для попадания в нее требовалось подгонять обычный автотрап.


Портальная секция у первого телетрапа не поворачивалась, что требовало ставить его строго перпендикулярно самолету.

А в 1962 году запатентовали телетрап, у которого портал (примыкающая к самолету часть) также мог поворачиваться, чтобы можно было пристыковать ее под любым углом вне зависимости от того, где расположена дверь. Собственно, эта конструкция и применяется в большинстве современных телетрапов. Подробнее

Но полвека назад она была достаточно сложной и дорогой в реализации, поэтому в те годы аэропорты оснащали преимущественно телетрапами пьедестального типа (Noseloader), которые значительно проще и дешевле.

Первый телетрап пьедестального типа (Noseloader), 1959 год.

Первый из них появился в 1959 году в аэропорту Атланты — кстати, сегодня это крупнейший в мире аэропорт по пассажиропотоку. Такой телетрап представлял собой просто выдвигающийся строго перпендикулярно самолету короткий переходной тоннель, не регулирующийся ни по высоте, ни по положению относительно борта. Простота и дешевизна — единственное преимущество такой конструкции, а вот недостатков много. Во-первых, такой телетрап подходит лишь для ограниченного количества типов ВС, что попало у него не припаркуешь, так что смысл устанавливать их был только в крупных аэропортах, являющихся хабами для авиакомпаний с большим однотипным флотом. Во-вторых, посадку и высадку с таким телетрапом можно осуществлять только через переднюю дверь, и для вместительных бортов это неудобно — для них обычно используют сразу несколько трапов.

Современный телетрап пьедестального типа в Сургуте.

Тем не менее, пьедестальные телетрапы выпускаются и сейчас: просто их конструкция изменилась и теперь трап является наклонным. Соответственно, чем длиннее он вытягивается, тем ниже опускается, а портал регулируется по высоте. Неудобно лишь парковать самолеты разных типов строго по разметке на перроне, чтобы всё совпало, но для небольших аэропортов это вполне приемлемое решение, а в холодном климате их проще эксплуатировать. Например, подобные телетрапы используются в Сургуте. Узнать их очень просто: у них нет тележки с колесами.

Аэропорт Схипхол и телетрап Aviobridge на заднем плане. 1972 год.

В шестидесятые годы телетрапами начали массово оснащаться зарубежные аэропорты. В России же они считались роскошью приблизительно до середины 2000-х годов: именно тогда начался бум строительства новых и реконструкции старых терминалов, и сегодня по крайней мере в городах-миллионниках посадка через телетрап — обычное дело, хотя в регионах, конечно, по-прежнему в ходу автобусы и пешие прогулки по перрону.

Телетрапы Aviobridge, как в Схипхоле, в аэропорту Домодедово. 1970 год.

На самом деле телетрапы появились в СССР почти одновременно с остальным миром; аэропорт Домодедово, открытый в 1965 году, судя по сохранившимся фотографиям макетов и чертежам, вообще проектировался с расчетом на посадку и высадку пассажиров исключительно через телетрапы, причем перрон там расположен на один уровень ниже привокзальной площади, так что пассажир мог по идее без лестниц и лифтов попасть сразу в самолет: вот вам и безбарьерная среда! Однако на момент открытия производство своих телетрапов советская промышленность так и не освоила, поэтому в 1967 году их было решено закупить у голландской компании Aviobridge, чьи телетрапы к тому моменту уже эксплуатировались в Схипхоле. В 1970 году два таких телетрапа были установлены в аэропорту Домодедово, а еще два — в Шереметьево, прямо в знаменитой «рюмке». Интересно, что по проекту в «рюмке» изначально предполагалось установить не телетрапы, а выдвижные мостки с перилами, поскольку от дождя и снега пассажиров и так закрывала бы крыша этого сооружения.

Еще раз Схипхол, 1970 год…

…и Шереметьево, кадр из фильма “Приключения итальянцев в России”, 1973 год. Такой же телетрап.

Однако проработали телетрапы в московских аэропортах всего 5 лет: в 1977 году они оказались в открывшемся годом ранее новом аэропорту Ташкента. Почему Ташкент? Дело в том, что тогда еще не было современных дальнемагистральных самолетов, поэтому многие авиакомпании, в том числе иностранные, летали в Юго-Восточную Азию с дозаправкой в Ташкенте. В начале 1990-х годов эти телетрапы пришли в негодность и были демонтированы.

Аэропорт Ташкента, 1977. Телетрапы перевезены сюда из Москвы ради иностранцев.

Многие советские аэропорты, спроектированные в 1970-х годах, предполагали установку телетрапов и имели заделы под них, однако так никогда их и не получили. Это, в частности, Ростов-на-Дону, Казань, Москва-Внуково и Хабаровск. В некоторых случаях отсутствие телетрапов вообще сделало аэровокзалы крайне неудобными, например, в Ростове нужно было сначала подниматься по лестнице на второй этаж в чистую зону, а потом спускаться опять на первый, чтобы попасть в самолет на автобусе.

Ростов-на-Дону, задел под телетрап.

Внуково, задел под телетрап

Казань, заделы под 12 телетрапов

Хабаровск, заделы под телетрапы.

Зато сразу 19 телетрапов немецкой фирмы Thyssen Krupp установили в Шереметьево-2 (сейчас терминал F), построенном к Олимпиаде-80.

Шереметьево-2 с красными телетрапами

А поскольку некоторые соревнования, в частности, парусная регата, проходила в Таллине, то и там построили новый аэропорт с тремя телетрапами. Что интересно, выходов на посадку было пять, но на два крайних не хватило телетрапов и они вели в никуда. Сейчас к зданию на этом месте пристроена новая посадочная галерея с современными телетрапами.

В Таллине телетрапов на хватило и гейты 1 и 5 вели в никуда

А вот в Пулково-1, построенном в 1973 году и бывшим до появления «Шереметьево-2» самым большим аэропортом в стране, телетрапы не предусматривались. Вместо этого было построено два павильона-сателлита прямо на перроне, к которым из терминала вели подземные тоннели с траволаторами, а уже возле этих сателлитов ставили самолеты, чтобы и автобусы были не нужны, и пройти по улице оставалось бы совсем чуть-чуть. 4 телетрапа в Петербурге появились только в 1994 году в международном терминале Пулково-2 в построенной там посадочной галерее, а в Пулково-1 вообще в 2015 году после реконструкции, сейчас там по 8 телетрапов в новом и в старом терминалах, а в Пулково-2 они демонтированы.

Пулково-2, 2010 год. Сейчас центральная часть галереи снесена, телетрапы демонтированы.

Продолжение: Часть 3. Будущее.

Views:

23 comments for “Всё о телетрапах: прошлое, настоящее, будущее. Часть 2.

  1. Roman Mikhalevskiy
    09/01/2018 at 21:01

    В Пулково крутые траволаторы. И крутая питерская непосредственность на их конце, “вон к тому самолету идите” 😀

    • Ilja Shatilin
      09/01/2018 at 21:06

      Были.

    • Roman Mikhalevskiy
      09/01/2018 at 21:08

      Илья Шатилин это печально, что были 🙁 Понимаю, что нестандартные решения дороже обслуживать, зато запоминаются.

    • Vladimir Vladimirovich
      09/01/2018 at 21:10

      Да у меня нос тек зимой в том сыром подземелье) Нафих)

    • Ilja Shatilin
      09/01/2018 at 21:13

      подземелье было норм, но вот эти сателлиты в плане комфорта были так себе. Вот пришёл ты туда, а у тебя рейс задержали, и ни туалетов, ни кафешек, и траволатор только в одну сторону работает.

    • Roman Mikhalevskiy
      09/01/2018 at 21:14

      А они разве не после объявления посадки открывались?

    • Vladimir Vladimirovich
      09/01/2018 at 21:15

      Нееет. Я там часа 2 сидел. Работали всегда. В аквариуме 3-4 гейта

    • Vladimir Vladimirovich
      09/01/2018 at 21:16

      А вот насчёт в одну сторону, там кажется второй навстречу ехал

    • Vladimir Vladimirovich
      09/01/2018 at 21:17
    • Roman Mikhalevskiy
      09/01/2018 at 21:17

      Шатл же летать боится, перед каждым вылетом напивается, и у него все в одну сторону движется 😀 Я вообще плохо помню, 7 лет назад там был, но мне кажется второй вообще выключен был

    • Vladimir Vladimirovich
      09/01/2018 at 21:17

      6 гейтов

    • Vladimir Vladimirovich
      09/01/2018 at 21:17

      Или выключен. Но уйти в здание можно было точно

    • Vladimir Vladimirovich
      09/01/2018 at 21:19

      Я потом усёк фишку, что летать надо в Питер Россией, Ютеир или Трансаэро. Аэрофлот и С7 вот на эту байду ставили)

    • Vladimir Vladimirovich
      09/01/2018 at 21:22

      Нет, ребята, в 2000х годах это было позорищем для Питера

    • Ilja Shatilin
      09/01/2018 at 21:25

      Работал всегда только один в сторону сателлита. Прилетающих привозили на автобусах, а не сгружали в сателлит.

    • Ilja Shatilin
      09/01/2018 at 21:27

      Всегда – в смысле в новой реальности с предполетными досмотрами и пр, изначально-то конечно в сателлит ставили и прибывающих

    • Eugene Kostylev
      09/01/2018 at 22:56

      Пфф, траволатор ей не торт!

    • Tasya Kotova
      09/01/2018 at 22:57

      Евгений Костылев Но траволатор же действительно был кошмарным))

    • Tasya Kotova
      09/01/2018 at 23:00

      Топаешь на утренний рейс в полном одиночестве, а он так тихонько поскрипывает и лампа где-то вдалеке моргает, бррр

    • Vladimir Vladimirovich
      09/01/2018 at 23:12

      Halflife)))

    • Eugene Kostylev
      10/01/2018 at 09:56

      Tasya Kotova тем и прекрасен!:)

  2. Vladimir Vladimirovich
    09/01/2018 at 21:09

    Спасибо огромное. Зачитался)

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *