Старый терминал аэропорта Пулково-1 уже две недели как закрыт и не используется: сейчас здание находится в состоянии идеальной заброшенности, то есть, когда постапокалиптическое ощущение того, что люди отсюда уже ушли навсегда, уже есть, а бомжи еще не завелись.
Впрочем, бомжей сюда, конечно же, не пустят: на входе сидит сотрудник службы авиационной безопасности и по-прежнему требуется положить на ленту сканера сумки и пройти через рамку металлодетектора.
Пока еще работают лифты, правда, на них некому ездить. В процессе реконструкции, которая превратит старый терминал в зону ожидания для пассажиров внутренних рейсов, здесь обещают сделать безбарьерную среду для удобства инвалидов — впрочем, инвалиды у нас обычно сидят дома, а не летают на самолетах, но мамы с колясками точно будут довольны. В старом терминале было очень много лестниц, а «безбарьерную среду» пытались как-то имитировать с помощью дополнительных подъемников, но все это, конечно, присутствовало скорее номинально.
Даже не верится, что совсем недавно здесь было не протолкнуться от толп людей. В старом терминале было всего 28 стоек регистрации, а в новом их 88. Конечно, нельзя забывать и о стойках Пулково-2, почти рейсы из которого с сегодняшнего дня переведены в новый терминал (кроме Air France / KLM), но и их было с десяток. Сейчас оборудование потихоньку вывозится: здесь будут только залы ожидания, а вся инфраструктура сосредоточена в новом терминале.
Архитектурный облик старого терминала будет сохранен — это касается в первую очередь «стаканов», которые и сейчас, спустя 40 лет, выглядят актуально и по-прежнему хорошо выполняют свою главную функцию: приток естественного освещения. Впрочем, остекление можно бы заменить и на безрамное.
А вот от другой уникальной архитектурной особенности Пулково не осталось и следа — речь, конечно же, о сателлитах, при помощи которых осуществлялась посадка в самолет (а когда-то и высадка тоже — без всяких автобусов!). Подземные ходы с траволаторами засыпаны, и теперь на месте сателлитов будет просто перрон со стоянками самолетов — после расширения на него уместится 82 воздушных судна вместо 32. Автобусы, конечно же, останутся, но у самого терминала появятся и телетрапы: сейчас как раз строятся галереи, из которых и будет происходить посадка через телетрап. Из 28 выходов на посадку не будут иметь телетрапов только 13 — то есть, меньше половины.
И с 16 до 108 (держим в уме еще дюжину в Пулково-2) увеличится количество кабинок паспортного контроля — конечно, вряд ли стоит рассчитывать на то, что они будут работать в таком количестве одновременно, но нагрузка на таможенников снизится и они перестанут молиться о том, чтобы выбраться из этого ада.
Вообще филиалом ада старый терминал «Пулково-1» стал считаться среди тех, кто не бывал в региональных российских аэропортах, потому, что спроектирован он был под пассажиропотоки и, главное, предполетные процедуры семидесятых. Не было ведь ни досмотров, ни паспортного контроля, ни обязательных магазинов Duty-Free, а сейчас ради всего этого пришлось нагородить внутри кучу заборчиков из натурального гипсокартона, алюминиевого профиля и пластмассы. Теперь все это уберут и снова возникнет утраченное ощущение простора. Даже кованые решетки уберут, представляете? Точка невозврата пройдена.
Бизнес-залы тоже будут находиться здесь: то пространство на балкончике в новом терминале со старыми диванами (и уж, ясное дело, тот закуток во временном сарайчике-пристройке) — это, к счастью, временные залы. Оба.
Переход в старый терминал, который после реконструкции в 3 квартале этого года будет называться «Южной галереей», будет осуществляться через своего рода «мостик», который будет присоединен аккурат возле винтовой лестницы в той части, откуда улетало «Трансаэро». Лестницу, похоже, уберут.
Разумеется, в процессе реконструкции терминала будет переделана и вся инженерная инфрастуктура. Рассказали даже про бесплатный Wi-Fi! Впрочем, он и так был.
Курить в терминале будет, естественно, нельзя.
Пока что к старому терминалу можно невозбранно подъехать на машине и запарковаться — это гораздо удобнее, чем ютиться впритык под пандусом, что пассажиры вынуждены делать сейчас. До сих пор на парковке стоят автомобили тех, кто улетел до закрытия, но еще не вернулся. Правда, мы бы не рискнули оставлять там машину дольше, чем на день-два, потому что в любой момент на площадке могут появиться полчища самосвалов с песком и гравием и прочая строительная техника. После окончания реконструкции парковки на этом месте не будет — эта территория будет застроена коммерческими объектами.
Илья Шатилин
Пользуясь случаем, хочу передать привет ДвиЖЖухе и сказать, что вам нужно в чистой зоне южной галереи найти киоск с сувенирами, а в нем два Ту-154 «Аэрофлота»: один в старой, другой в новой ливрее. Вычтите друг из друга два пятизначных числа из регистрационных номеров этих самолетов и вы получите код.