Домодедово хотело как в Европе

В минувшие длинные выходные в столичном аэропорту Домодедово произошел коллапс, вызванный внедрением новой системы предполетного досмотра. В частности, старые пункты были закрыты, всем пассажирам международных рейсов потребовалось проходить досмотр через частично открытые пункты на втором этаже, а только после этого проходить на паспортный контроль. В терминале образовались большие очереди, из-за чего некоторые пассажиры даже опоздали на свои рейсы и были вынуждены приобретать новые билеты.

Новая система с единым центром досмотра привычна для европейских аэропортов: там вы сначала попадаете в единую чистую зону для внутренних и международных рейсов, а уже непосредственно по пути к выходу на посадку проходите паспортный контроль.

Такая схема имеет ряд преимуществ, главное из которых — отсутствие необходимости в дублировании инфраструктуры. То есть, если у нас будет по два бизнес-зала, два «Макдональдса», два магазина с сувенирами и т.п., то в Европе — по одному объекту, доступному всем, поэтому таких объектов может быть больше, а нагрузка между ними будет распределяться более равномерно.

Это касается и самого ЕДЦ: когда досмотры отдельные, то может наблюдаться ситуация «здесь густо, а там пусто», которую никак не исправить. Конечно, командировочному, улетающему по России часов в 6-7 утра, приятно проскочить досмотр молниеносно, в то время как в секторе МВЛ маринуются сотни пассажиров чартерных рейсов «Москва-Море», но в целом общая пропускная способность при использовании ЕДЦ растет.

В перспективе же такая «перестройка» позволит еще и не проходить досмотр при пересадке с внутренних рейсов на международные и наоборот — пассажир будет выходить сразу в чистую зону и идти к гейту. Однако пока этому мешает российское законодательство, требующее производить досмотр в том числе и только что прибывших из другого аэропорта пассажиров (вдруг они по дороге из воздуха сделали нож, пистолет или взрывчатку?)

Домодедово станет первым крупным аэропортом в России, где действует ЕДЦ. Пока такой же принцип действует лишь в обновленном нижегородском Стригино; он же будет реализован в открывающемся в этом году аэропорту Платов (Ростов-на-Дону) и в Красноярске. Планируемая пропускная способность ЕДЦ составляет 5400 чел/час, что превышает на 1000 чел/час показатели при организации раздельного досмотра для пассажиров международных и российских вылетов. Всего для проведения  досмотровых мероприятий будут задействованы 15 каналов. То есть, при полном запуске системы общее число каналов по сравнению с текущим не изменится, но эффективность их работы увеличится.

Полностью система заработает до конца июня, тогда же зоны для ожидания рейсов будут созданы в галереях вылета, а логистика досмотров будет следующей: пассажиры, зарегистрированные на первом этаже, для прохождения досмотровых операций будут подниматься на лифте или эскалаторе на второй этаж в ЕДЦ. После этого пассажиры МВЛ проходят таможенный и пограничный контроль, а пассажиры ВВЛ после досмотра следуют в галерею внутрироссийских вылетов сразу на посадку. Более того, Fast Track, который сегодня есть только для внутренних рейсов, заработает и для тех, кто летит за границу. Чтобы пройти через отдельный канал, нужно иметь посадочный талон бизнес-класса или приглашение в бизнес-зал.

В Домодедово подчеркивают, что запуск ЕДЦ в выходные не был причиной коллапса. «С началом летнего сезона объем пассажиропотока высок в любой день. К примеру, 3 июня аэропорт обслужил более 89 тыс. пасс., 6 июня – порядка 88 тыс. пасс., 11 июня – 97,5 тыс. пасс. Кроме того, в любой день есть пиковые часы разлета, а значит и нагрузки на аэропорт, поэтому и условия для запуска новой системы в целом схожи. Мы хотим еще раз принести извинения пассажирам и поблагодарить наших партнеров и представителей СМИ, которые помогли проинформировать пассажиров о необходимости прибывать заранее в аэропорт, в том числе за счет таких шагов ситуация в зоне единого центра досмотра пришла в норму.

Со своей стороны аэропорт оперативно выделил дополнительных сотрудников, в режиме реального времени мы вносим корректировки и выделяем необходимые ресурсы, чтобы смягчить неудобства, вызванные новой схемой досмотра. Действительно 11 июня в первой половине дня из-за новой схемы досмотры были скопления пассажиров, однако оперативными мерами мы стабилизировали ситуацию и с этого момента ЕДЦ работает без сбоев. Мы обязательно сделаем выводы из ситуации для более эффективного информирования пассажиров об изменениях в работе аэропорта», — рассказали в пресс-службе Домодедово.

Илья Шатилин

Views:

44 comments for “Домодедово хотело как в Европе

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *