Как строят аэропорты: репортаж из Ростова-на-Дону

В декабре 2017 года рядом с Ростовом-на-Дону начнет работу новый международный аэропорт «Платов», название для которого выбрали в ходе голосования жители региона. Ранее он часто фигурировал под именем «Южный». Новый аэропорт — первый в России, построенный в стране «с нуля» за последние 40 лет.

Аэропорт строится УК «Аэропорты Регионов» в рамках государственно-частного партнерства, работы ведутся с опережением графика. Сейчас готовность объекта составляет 40%. Строители уйдут отсюда летом 2017-го, и за оставшиеся месяцы будут проведены работы по внутреннему оснащению — от размещения указателей до завоза продуктов в кафе.

Старый аэропорт советских времен будет закрыт; на его месте появится новый жилой район, а бывшая ВПП превратится в широкий бульвар. Сейчас этот аэропорт расположен непосредственно в черте города, что ограничивает возможности его развития, да и жители окружающих домов не особенно рады шуму самолетов, да и в плане безопасности летать в аэропорт, где любая ошибка при пилотировании чревата столкновением с жилыми кварталами (особенно учитывая частые туманы) — плохая идея. Правда, что касается туманов, то ВПП нового аэропорта, как и старого, оборудованы ILS Cat. II — то есть, при недостаточной видимости там все равно будет не сесть.

Да и старый терминал, спроектированный в семидесятых годах, рассчитан исходя из советских норм — 8 кв. м. на пассажира в час пик. Сейчас, когда в аэропортах появились и магазины, и заведения общепита, и бизнес-залы, терминалы строят вчетверо просторнее: во всех реконструируемых УК «Аэропорты Регионов» аэропортах норма составляет 25-30 кв. м. на пассажира. Например, в Самаре общая площадь нового терминала — 47 тыс. «квадратов», в Ростове будет 50 тыс.

Аэровокзальный комплекс рассчитан на 5 млн. пассажиров в год — этой пропускной способности хватит примерно на 5 лет. Это, впрочем, не означает того, что в Ростове-на-Дону есть или в ближайшие 5 лет будет такой пассажиропоток (сейчас он составляет 2,2 млн. пассажиров в год) — речь именно о пиковых нагрузках (рейсы ведь, например, не распределены по времени суток равномерно).

В 2017 году аэропорт Ростова-на-Дону рассчитывает выйти на докризисный пассажиропоток, при этом ВВЛ будет стагнировать, а МВЛ вырастет на 20-25% за счет возвращения Египта и Турции: если Турцию еще как-то можно было заместить Крымом и Сочи, то Египет — единственный дешевый зимний морской курорт, до которого, к тому же, близко и недорого лететь.

Из особенностей нового терминала стоит отметить единую зону досмотра для внутренних и международных вылетов, что позволит САБ работать более эффективно. Также предусмотрено «переключение» телетрапов между МВЛ и ВВЛ в зависимости от соотношения рейсов.

После ликвидации авиакомпании «Донавиа» Южный федеральный округ остался единственным, не имеющим базового перевозчика. «Аэрофлот» не заинтересован в базировании себя или «дочек» в Ростове-на-Дону, хотя «Победа» выполняет через него рейсы в ближнее зарубежье.

Ниша для базового перевозчика свободна, но первоначально ему, скорее всего, будут нужны субсидии, чтобы выдержать ценовую конкуренцию с рейсами «Аэрофлота» через Шереметьево. При этом инвестиции в строительство «Платова» в размере 19 миллиардов рублей привели к существенному росту тарифов в Ростове. Конкретную величину пока не называют: ее установит ФАС, однако «Аэропорты Регионов» обещают скидки для базовых и региональных авиакомпаний. Теоретически базироваться в Ростове может «Азимут» (но он зависим от субсидий, что создает существенные риски), также ведутся переговоры с «ЮТЭйром».

В мастер-плане «Платова» также есть отель: и место, и инженерные сети под него. Однако инвестора для его строительства пока не нашли — сейчас к ЧМ-2018 по футболу в городе будет достаточно гостиниц.

В самом терминале может появиться капсульный отель. Кроме того, «Аэропорты Регионов» хотели связать отель в аэропорту с проектом Outlet Village (отдельный шопинг-городок со специальными «аутлетными» коллекциями известных брендов). На юге России спрос на бренды традиционно велик, также мимо проходят транзитные потоки в Москву из соседних регионов (рядом с аэропортом пролегает автомагистраль М4); сейчас УК активно ищет партнеров для реализации этой концепции.

SONY DSC

Заливка перрона бетоном при помощи специальной машины

SONY DSC

Основные конструкции терминала уже готовы. Его можно будет легко расширять в обе стороны.

SONY DSC

Ведется строительство КДП (вышки диспетчеров).

SONY DSC

Бетон заливают со швами, чтобы он не трескался от перепадов температур.

SONY DSC

На специальный грунт насыпают толстый слой гравия, затем еще один, и несколько слоев бетона. Автомобиль и бочка для понимания масштаба.

SONY DSC

Строительство дренажной канализации на перроне.

SONY DSC

Арматурная решетка затем заливается раствором

SONY DSC

Здесь будут находиться телетрапы

SONY DSC

Изначально 9 телетрапов.

SONY DSC

Волны крыши символизируют волны Дона, часть подъездной дороги также будет под крышей.

SONY DSC

Перед терминалом будет даже каскадные фонтаны и спортивные площадки.

SONY DSC

Работа кипит.

SONY DSC

К концу года закончат строить крышу и замкнут тепловой контур.

SONY DSC

Где-то надо подтянуть и перекрутить.

SONY DSC

Второй этаж – зона прилетов

SONY DSC

Третий этаж, зона вылетов – тут уже все готово.

SONY DSC

Что-то пилят.

SONY DSC

Полным ходом идет монтаж крыши

SONY DSC

Перед терминалом пока чистое поле. Вернее, не очень чистое – как обычно на стройке.

SONY DSC

Терминал очень светлый и солнечный

SONY DSC

Очень светлый и очень солнечный. Здесь, кстати, будет бизнес-зал.

 

 

Илья Шатилин

Views:

8 comments for “Как строят аэропорты: репортаж из Ростова-на-Дону

  1. Alex Drozhzhin
    07/11/2016 at 20:43

    Вот бы его как стадион Динамо…

    • Vladimir Msf
      07/11/2016 at 21:10

      Динамо откроют, а вот стадион бомжей в некультурной столице…..

  2. Kirill Milkus
    08/11/2016 at 03:40

    Про Берлинский рассказать не хочешь?) Тут это притча во языцех)

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *