Самые важные сайты для продвинутого авиапассажира. Часть 1.

Сегодня мы начнем рассказ о наиболее важных сайтах, которые должен знать каждый продвинутый авиапассажир. Такие сетевые ресурсы, как сайты авиакомпаний, поисковики по билетам и онлайн-агентства мы оставим на потом, а сейчас речь пойдет о том, как узнать максимальные подробности о своем текущем, предстоящем или прошедшем полете.

Flightradar24 – уникальный онлайн-радар, показывающий в режиме реального времени, где, когда и куда летит какой самолет. Данные о самолетах берутся с транспондеров системы ADS-B, которыми оборудовано довольно большое количество бортов (увы, не всех, но, по крайней мере, большинства современных). Эти транспондеры передают регистрационный номер самолета, номер рейса, маршрут, текущие координаты, включая высоту, а также скорость. Все эти данные отображаются на карте, на каждый движущийся самолет можно кликнуть и дополнительно посмотреть траекторию полета до текущего момента и сведения о самом борте (тут же подгружается его фотография с одного из споттерских ресурсов). Также можно просматривать эти данные о совершенных в недалеком прошлом полетах. Из интересных функций следует выделить возможность просмотра “из кабины пилотов”. Нет, трансляции с камеры вы там, к сожалению, не увидите, но спутниковые снимки Земли в изометрической проекции с учетом высоты и скорости смотрятся красиво. Поскольку приемники сигналов ADS-B, с которых берутся данные, установлены энтузиастами, покрытие разных территорий земного шара у Flightradar24 – неоднородное. Однако в большинстве “цивилизованных” мест оно есть.

Flightradar24

Практическая польза: узнать, какие борты обычно летают на нужном вам маршруте. Узнать, когда прилетит самолет, на котором вы должны улететь, и почему он опаздывает. Убедиться в том, что ваши родственники долетели отлично. Посмотреть, что же такое красивое вы видели в иллюминатор вскоре после взлета.


Airfleets.net – обширная база данных по самолетам: как совсем новым, так и давно списанным в утиль. По регистрационному номеру борта можно узнать о нем все подробности – начиная от возраста и истории эксплуатации в различных авиакомпаниях (включая такие детали, как прямая покупка или лизинг) до типов установленных на нем двигателей и компоновки салона (количество мест экономического и бизнес-классов). Также отображаются недавно совершенные полеты, правда, эти данные вводятся вручную заметившими борт споттерами, а не автоматически берутся с того же Flightradar24, поэтому их актуальность не всегда является стопроцентной. Кроме того, есть данные и об авиапроисшествиях, в которых участвовал борт – как правило, со ссылкой на статью с подробностями. И, конечно же, фотографии – куда без них?

Также на сайте ведется база данных по авиакомпаниям, позволяющая посмотреть, сколько у каждой из них имеется самолетов и каких. Airfleets.net работает по принципу краудсорсинга, то есть, как в “Википедии”, любой желающий может добавить или уточнить ту или иную информацию. Но если на Airfleets.net базы ведутся в основном по иномаркам (из российских там только “Суперджет”), то Russianplanes.net – аналогичный сайт, посвященный отечественным самолетам.

Airfleets.net

 Практическая польза: узнать, сколько лет борту, на котором вы летите, чтобы небрежно бросить соседу-аэрофобу: “20 лет – не возраст для самолета” и наблюдать за его реакцией. Соотнести возраст самолета и состояние салона, чтобы составить свое мнение об отношении авиакомпании к своим пассажирам. Прикинуть, где могут быть хорошие места в салоне. Написать в Твиттер: “Лечу на самолете, который только вчера поступил с завода”.


LiveATC – сайт с прямыми трансляциями переговоров между пилотами и авиадиспетчерами. Поддерживается энтузиастами, живущими рядом с аэропортами и установившими у себя настроенные на нужные частоты радиоприемники. В связи с этим поддерживаются далеко не все аэропорты мира, но самые крупные, включая российские, в базе данных есть. Слушать эфир можно прямо на сайте через браузер с поддержкой Flash или же передать поток в любой медиаплеер. Имеются также архивы переговоров.

Как правило, для каждого аэропорта несколько потоков с разных частот (“Круг”, “Вышка”, “Подход” и т.п.) объединяются в один, и голосовые сообщения из них транслируются одно за другим, что создает некую путаницу в эфире. Для некоторых аэропортов (например, Шереметьево) потоки разделены по стереоканалам, позволяя частично фильтровать то, что вы будете слышать. Впрочем, слышать переговоры мало – чтобы что-то понять, необходимо хотя бы приблизительно знать основные принципы радиообмена и базовую терминологию, а также иметь какой-никакой опыт переговоров по рации, чтобы разобрать текст.

Для многих аэропортов передается также текущая погода в формате METAR – обычный человек в такой сводке ничего не поймет, но достаточно прочитать любую статью на эту тему, чтобы усвоить набор нехитрых сокращений.

LiveATC

Практическая польза: быть в курсе, почему задерживается вылет или прибытие рейса. При возникновении необычной ситуации в полете узнать, что вообще произошло.


SeatGuru – сайт с подробными планами салонов самолетов различных авиакомпаний. Более того, помимо собственно карты мест видно также особенно удобные и, наоборот, неудобные места: понятно, что вытянуть ноги у аварийного выхода всегда приятнее, чем ютиться возле туалета.

Кроме того, в базе данных содержится информация о расстоянии между рядами и ширине самих кресел, наличии розеток и системы развлечений, что особенно актуально на дальних перелетах. Более того, если ввести информацию о своем рейсе (дата, номер), сайт попытается предугадать, какой тип самолета будет на нем использоваться – это поможет выбрать хорошие места заранее. Впрочем, если у авиакомпании много вариаций одного и того же типа (например, Airbus A319/A320/A321), то предсказатель, как правило, ошибается, так что слепо доверять ему нельзя.

Кроме того, на сайте SeatGuru представлено не так много авиакомпаний (из российских – только “Аэрофлот”), а для тех, что представлены, имеются не все реально существующие варианты компоновок, так что в качестве альтернативы обязательно надо посетить SeatExpert – здесь набор авиакомпаний несколько различается и есть, например, “Трансаэро”.

SeatGuru

Практическая польза: выбрать удобное место при онлайн-регистрации или регистрации в аэропорту. Сравнить разные авиакомпании по уровню комфорта в салоне.


ExpertFlyer – многофункциональный сайт для продвинутых пассажиров, на котором большинство функций (например, поиск “мильных” билетов) платные – кстати, о поиске таких билетов мы расскажем отдельно – а бесплатно на нем можно в режиме реального времени просматривать актуальные планы салонов с указанием занятых и свободных мест. Заодно данные о привлекательности того или иного места подгружаются с SeatGuru. Также можно подписываться на уведомления о том, что то или иное интересующее вас место стало вдруг доступным. Поддерживаются, конечно, не все авиакомпании.

Seatalerts by Expertflyer

Практическая польза: выбрать хорошее место при регистрации на стойке в аэропорту: вы точно знаете, какое из хороших мест свободно и называете его оператору. Оценить перед вылетом заполненность салона и прикинуть, можете ли вы рассчитывать на апгрейд при овербукинге или сразу идти и ложиться на свободный ряд.


JetLovers – сайт, позволяющий вести статистику ваших полетов, отображать на карте места, где вы были, и маршруты между ними, считать, сколько вы уже пролетели сегментов в этом году. Но главное – это “пузомерка”: можно соревноваться с друзьями, кто больше налетал.

Главное преимущество JetLovers по сравнению с другими подобными сайтами заключается в том, что вся статистика полетов накапливается автоматически на основе ваших “чекинов” в социальных сетях – Foursquare или Facebook. Можно, правда, добавлять полеты и вручную, но, во-первых, их нельзя добавить больше, чем определилось автоматически (т.е. на каждый полет с чекинами можно добавлять только один без чекинов), а во-вторых, разве можно вспомнить все свои перелеты, скажем, в позапрошлом году?

За налет начисляются определенные “звания” и “уровни” – от “мухи” до “НЛО”, превращая полеты на самолетах в увлекательную игру – теперь даже на 300 километров вам не захочется ехать на поезде! Но если вы хотите быть первым в рейтинге – не добавляйте в друзья тех, кто работает пилотами коммерческих авиалиний 😉

Jetlovers

Практическая польза: проверить, за все ли полетные сегменты вам начислены мили. Показать друзьям и коллегам, кто тут самый главный летун.

Илья Шатилин

Views:

13 comments for “Самые важные сайты для продвинутого авиапассажира. Часть 1.

  1. Василий
    11/02/2014 at 17:18

    очень полезно, спасибо!

  2. kuuuzya
    11/02/2014 at 17:19

    Я помню, было какое-то приложение, чтобы слушать разговоры пилотов. Не знаю, миф или нет. Не расскажете о таком?

    • Frequentflyers
      11/02/2014 at 17:23

      У сайта LiveATC есть приложение для iOS и Android, оно платное.

      • kuuuzya
        11/02/2014 at 17:33

        А дорого?

        • Frequentflyers
          11/02/2014 at 17:42

          Рублей сто.

  3. Денис Самсонов
    11/02/2014 at 17:20

    flightradar – да. остальное все-таки для маньяков.

  4. 11/02/2014 at 17:39

    Давайте обнимемся.

    • Up
      04/10/2017 at 12:32

      И построим дом на дереве

  5. Anna Karaulova
    11/02/2014 at 18:06

    забавно, но мне тоже кажется, что большинство сервисов – они прям-таки для летательных маньяков 🙂 хотя вот про места может оказаться полезным, надо будет испробовать!

  6. SergeyM
    04/10/2017 at 00:03

    ExpertFlyer уже где-то с год не показывает актуальные планы эконома SU. Только бизнес .

    Или что-то снова изменилось?

    • Frequentflyers
      04/10/2017 at 16:09

      Это с тех пор как Аэрофлот ввел новые тарифы, и теперь преситинг доступен только сильверам и голдам. А именно через преситинг все работало.

Leave a Reply to kuuuzya Cancel reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *