Интервью: Сергей Воротыгин, создатель симулятора Ту-154

Сергей Воротыгин, построивший у себя в гараже реалистичный симулятор Ту-154Б-2 и “катающий” на нем всех пока немногочисленных желающих, рассказал FrequentFlyers.ru о том, как шло создание “тренажера” и каковы его дальнейшие перспективы.

  • Как вы дошли до жизни такой, что решили сделать подобный симулятор?
  • Забегу далеко назад. В детстве, лет в 10, я заболел самолетами, хотел как-то поближе к ним быть и занимался моделированием, ходил в авиакружок. В 12 лет пришли с матерью в аэроклуб, а нам сказали: «С 14 лет». И за 2 года я как-то потихонечку перепрыгнул на электронику – усилители, звук, а самолеты как-то забыл. Прошло много лет, и где-то лет в 30 (10 лет назад) я подсел на онлайн-игрушки. Спустя пару лет я понял, что затянуло дальше некуда, начал забывать про семью. Психика нарушилась, дело в том, что многие выигрывают, вкладывая реальные деньги в прокачку персонажей, и я решил перейти на что-то другое. Попробовал полетать на симуляторе. Взял первый попавшийся – FSX, постепенно прошел все миссии, и захотелось большего. Стал делать визуальные эффекты, потом звуки, а потом захотелось «собрать» самолет для FSX. Такой самолет, чтобы было простенько: сел и полетел. Изучил SDK, и сначала решил сделать визуальную часть. Для себя сразу решил, что это будет «Ту-154» – мой любимый самолет. Случайно познакомился в Контакте с летчиком-пенсионером, Валерием Николаевичем. Ему сейчас 65 лет, он летал на Ту-134, на Ан-2, на Ан-26, он мне и говорит: «А чего бы тебе штурвал не сделать, с педалями?». С джойстиком тяжело ловить «нулевую зону» и небольшие отклонения элементов управления, а со штурвалом совсем другое дело. Он же меня надоумил позже сделать и кабину с проекторами. Валерий Николаевич работает в ГУГА, в тренажерном центре, куда мне рекомендовал устроиться на постоянную работу (где я сейчас и работаю). На самом деле это у меня уже вторая версия кабины Ту-154, первая была сделана тяп-ляп, без чертежей, на глаз. В ГУГА в Пулково я попал в музей, где стоял тренажер-музей Ту-154М. Не передать словами свои ощущения пребывания в настоящей кабине, и после посещения музея на следующий день я разломал все, что построил, и начал строить с нуля все по размерам. Программирование самолета начал в начале 2012 года, а строить кабину в августе 2013 года. И вот уже третий год постепенно ее совершенствую.

DSC_0548

  • А какая была основная цель? Это для себя, или как коммерческий аттракцион, или…?
  • Изначально была цель построить для себя. Но «прятать» такое чудо в гараже тяжело. Скоро закончу этот проект и вернусь к первому, надо доделать модель для FSX. Все это мое хобби – лежать на диване и смотреть телевизор мне не интересно, мне нужно чем-то заниматься, я либо сплю, либо работаю. Не могу сидеть без дела. Конечно, я не забываю про свою семью, и в хорошую погоду, в выходные, куда-то выезжаем, рыбалочка там или просто погулять, сходить куда-нибудь…
  • Как отреагировало сообщество любителей и профессионалов на ваши проекты?
  • На первый проект реакция была резко негативной. Во-первых, я тогда ничего не понимал в самолетах, умел только летать визуально, а так ни аэродинамики не знал, ни РЛЭ не читал, ничего… Занимался только программированием и электроникой. Мне говорили: «Зачем тебе это, скачай Ту-154 от ПТ и радуйся». У меня задача – не соревноваться с ПТ, а сделать свою модель. Говорили, что один не сможешь сделать достойную, или будешь делать десять лет, но я человек упрямый. Вот и делаю модель полностью с нуля – звуки, динамика, визуальная часть (пока без текстур), все приборы и логика на C++. А на второй проект (тренажер) реакция положительная, меня поддерживают и вдохновляют, а где-то подправляют.
  • А где-то еще есть этот самолет? Можно ли его скачать для FSX и летать дома?
  • Пока нет, потому что нет смысла его выкладывать недоделанным, он еще в разработке и пока полетать на нем можно только здесь, у меня в мастерской. Мне нужно сделать еще очень много: автопилот, НВУ, дорисовать виртуальные панели, оттекстурить самолет, «собрать» виртуальную кабину… Только после можно будет полетать на нем у себя дома на компьютере любому желающему.
  • А в какую сумму обошлось все это?
  • Не считал. И боюсь даже считать. Вот проекторы одни только стоили по 20 тысяч каждый, компьютер один в 40 тысяч обошелся, остальные три я старые нашел, починил. Может быть двести тысяч, может быть триста… Ведь почти все детали тренажера сделаны мною у меня в мастерской. Какой-то материал у меня уже был закуплен когда-то, какой-то пришлось докупить.
  • Ну, в общем, все равно это намного дешевле, чем специализированный тренажер типа тех, что у TFT.
  • Во-первых, очень дорого стоит программное обеспечение, а я делаю все сам. Ну и в целом им все обходится намного дороже (материалы, изготовление, сборка, установка, зарплата рабочим…), это я тут взял фанеру и покрасил…
  • Насколько вообще этот тренажер транспортабелен? Можно ли его поставить в контейнер и куда-то отвезти? Все-таки здесь он стоит в боксе, в пригороде, о нем мало кто знает…
  • Есть у меня мысль, и я ее обдумываю с прошлого года до сих пор, но пока не доделаю тренажер до конца, перевозить его никуда не хочу. Все говорят, что спрос будет, если поставить в ТЦ. Но вопрос, какой будет реальный спрос. Сейчас ко мне приезжают пару-тройку раз в месяц. Многие знают о тренажере – в Контакте рекламирую, сайт есть. Просто не то, чтобы далековато, а неудобно добираться (тренажер находится в Левашово, в пригороде Санкт-Петербурга – И.Ш.), возможно, время найти сложно… А чтобы поставить его в торговом центре, нужно будет нанимать минимум двух сотрудников, платить за аренду, за электричество, налоги… Я пока не уверен, что будет достаточное количество желающих, чтобы не прогореть. Это тоже меня пока останавливает.
  • Насколько легко тиражировать этот проект? Например, если найти инвестора и построить много тренажеров?
  • А смысл? Если даже один не пользуется популярностью.
  • Но он может не пользоваться популярностью из-за расположения или недостатка рекламы, а если заниматься этим профессионально: в «Рио» же летают за гораздо большие деньги.
  • Там все-таки другой класс: подвижная платформа, коллиматорный экран с зеркалом, и кто-то лучше заплатит дороже, но полетает там.
  • Но зато у вас будет летать тот, кто хочет, но не может себе этого позволить в «Рио», потому что там реально дорого, особенно если летать часто, а разница в ощущениях не такая большая.
  • В конце лета я более плотно займусь этим вопросом: но опять же, перевозить все это не так-то просто. Например, экран из поликарбоната. Я шпаклевал и красил его несколько дней, и при транспортировке краска скорей всего слетит, тогда придется делать все заново. Проекторы сложно крепить и настраивать, а еще их нужно вешать высоко и далеко от экрана – не каждое помещение подойдет. И, повторюсь, с утра до вечера в кабине находиться очень тяжело. Это не то же самое, что час-другой «покататься» ради удовольствия.
  • А вы летали на чем-нибудь настоящем?
  • Как пассажир – да, а за штурвалом пока нет. Очень хотелось бы на настоящем.
  • Но на настоящий никого не пустят, а на «Туполь» уж тем более, их почти не осталось. 
  • На легкомоторном можно. В принципе, все тоже самое, только другой вес, инертность, а суть ведь в том, чтобы почувствовать управление: разгон, взлет, набор, вот это всё. А когда мне все это надоедает – вон у меня еще радиоуправляемая модель есть ( показывает ). Своими руками сделал, до 100 км/ч разгоняется на прямой. Отрабатываю фигуры высшего пилотажа на нем, и вообще, душой в небе так сказать…

Илья Шатилин

3 comments for “Интервью: Сергей Воротыгин, создатель симулятора Ту-154

  1. Анастасия Воротыгина
    01/10/2015 at 22:40

    Папа привет!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *