Устройство аэропорта: вся техника

Пассажир, прибывая в аэропорт, видит, как правило, стойки регистрации, зал ожидания да магазин Duty-Free. Все, конечно, догадываются, что это сложнейший с инженерно-технической точки зрения организм, но редко когда обращают внимание на различные хитроумные машины. А некоторые из них и просто остаются невидимыми для простого пассажира. А их там очень и очень много, и сегодня мы вам их покажем на примере аэропорта “Храброво” (г. Калининград).

Все фотографии можно кликнуть для увеличения. Под каждой фотографией имеется описание. Ну что ж, полетели!

Перед нами аэропортовый тягач с прицепленным к нему водилом. Не водилой, а водилом: именно так называется предмет, похожий на длинную желтую трубу. Тягач нужен для буксировки самолетов, причем чаще всего самолет не тянут, а толкают: ведь вперед он может двигаться своим ходом за счет тяги двигателей, а вот назад - нет. Режим реверса используется для торможения после приземления.

Перед нами аэропортовый тягач с прицепленным к нему водилом. Не водилой, а водилом: именно так называется предмет, похожий на длинную желтую трубу. Тягач нужен для буксировки самолетов, причем чаще всего самолет не тянут, а толкают: ведь вперед он может двигаться своим ходом за счет тяги двигателей, а вот назад – нет. Режим реверса используется для торможения после приземления.

Перронные автобусы используются для доставки пассажиров к самолетам, установленным на так называемых "дальних стоянках". И обратно. Сколько бы ни было телетрапов, одновременно находящихся в аэропорту самолетов, как правило, больше. А многие типы ВС вообще невозможно обслуживать у телетрапов - например, небольшие самолеты, у которых трап встроен прямо в дверь.

Перронные автобусы используются для доставки пассажиров к самолетам, установленным на так называемых “дальних стоянках”. И обратно. Сколько бы ни было телетрапов, одновременно находящихся в аэропорту самолетов, как правило, больше. А многие типы ВС вообще невозможно обслуживать у телетрапов – например, небольшие самолеты, у которых трап встроен прямо в дверь.

Однако сам телескопический трап регулируется в широких пределах и по высоте, и по вылету, а также перемещается влево и вправо по перрону. Свобода в трех измерениях позволяет обслуживать большинство типов самолетов, при этом мягкая "гармошка" (гофра) в самом конце плотно облегает фюзеляж, чтобы защитить пассажиров от ветра, дождя и холода.

Однако сам телескопический трап регулируется в широких пределах и по высоте, и по вылету, а также перемещается влево и вправо по перрону. Свобода в трех измерениях позволяет обслуживать большинство типов самолетов, при этом мягкая “гармошка” (гофра) в самом конце плотно облегает фюзеляж, чтобы защитить пассажиров от ветра, дождя и холода.

Для всех прочих случаев применяются передвижные трапы, причем различных размеров и типов.

Для всех прочих случаев применяются передвижные трапы, причем различных размеров и типов.

Это самоходный трап с регулировкой высоты. Его можно пристыковать практически к любому типу ВС.

Это самоходный трап с регулировкой высоты. Его можно пристыковать практически к любому типу ВС.

Самоходный трап по устройству похож на электрокар: он приводится в движение электричеством из свинцово-кислотной батареи: такой же, как у вас в автомобиле, только больше. Есть, кстати, трапы и с двигателем внутреннего сгорания.

Самоходный трап по устройству похож на электрокар: он приводится в движение электричеством из свинцово-кислотной батареи: такой же, как у вас в автомобиле, только больше. Есть, кстати, трапы и с двигателем внутреннего сгорания.

Управлять трапом не сложнее, чем трактором (и регистрируется он в ГИБДД как трактор). Есть даже "понижающая передача", которая используется во время стыковки с самолетом, чтобы аккуратненько подъехать вплотную, до касания.

Управлять трапом не сложнее, чем трактором (и регистрируется он в ГИБДД как трактор). Есть даже “понижающая передача”, которая используется во время стыковки с самолетом, чтобы аккуратненько подъехать вплотную, до касания.

Эти грузовики-фургоны тоже подъезжают к самолету до касания. Они используются для загрузки тележек с бортовым питанием и выгрузки их обратно. Грузовик подъезжает к самолету, кузов поднимается на нужную высоту, тележки катятся через "мостик".

Эти грузовики-фургоны тоже подъезжают к самолету до касания. Они используются для загрузки тележек с бортовым питанием и выгрузки их обратно. Грузовик подъезжает к самолету, кузов поднимается на нужную высоту, тележки катятся через “мостик”.

Трапы бывают и простые, не самоходные. Их буксируют трактором, а затем регулируют вручную.

Трапы бывают и простые, не самоходные. Их буксируют трактором, а затем регулируют вручную.

А эта машина предназначена для обслуживания туалетов. При помощи специального шланга она подключается к специальному лючку, затем открывается вентиль и содержимое баков перекачивается в цистерну.

А эта машина предназначена для обслуживания туалетов. При помощи специального шланга она подключается к специальному лючку, затем открывается вентиль и содержимое баков перекачивается в цистерну.

Перед вылетом с помощью этой машины туалеты заправляют чистой водой.

Перед вылетом с помощью этой машины туалеты заправляют чистой водой.

Машины-снегоуборщики чистят аэродром от снега. Правда, во время сильных снегопадов взлетно-посадочную полосу чистить бессмысленно, так как ее тут же заметает снова, а машин столько нет. В этом случае аэропорт просто временно закрывают. Во время чистки полосы она, естественно, тоже не работает: вылетающие рейсы задерживают, а прилетающие направляют в зоны ожидания — то есть, кружить неподалеку от аэропорта.

Машины-снегоуборщики чистят аэродром от снега. Правда, во время сильных снегопадов взлетно-посадочную полосу чистить бессмысленно, так как ее тут же заметает снова, а машин столько нет. В этом случае аэропорт просто временно закрывают. Во время чистки полосы она, естественно, тоже не работает: вылетающие рейсы задерживают, а прилетающие направляют в зоны ожидания — то есть, кружить неподалеку от аэропорта.

Почти обычная «Нива» с мигалками — это машина сопровождения. Она же follow-me car, «дорогу покажешь?» За ней самолету надлежит двигаться по перрону на стоянку в том случае, если пилоты плохо знают особенности их расположения.

Почти обычная «Нива» с мигалками — это машина сопровождения. Она же follow-me car, «дорогу покажешь?» За ней самолету надлежит двигаться по перрону на стоянку в том случае, если пилоты плохо знают особенности их расположения.

Тележка используется для перевозки багажа. Сейчас мы видим, как в бомболюк грузят мешки с песком: их сбрасывают по мере набора высоты для снижения веса самолета. (На самом деле это, конечно, просто принятый к перевозке груз помимо багажа пассажиров. Да-да, груз летает не только на грузовых самолетах). За самолетом виднеется топливозаправщик.

Тележка используется для перевозки багажа. Сейчас мы видим, как в бомболюк грузят мешки с песком: их сбрасывают по мере набора высоты для снижения веса самолета. (На самом деле это, конечно, просто принятый к перевозке груз помимо багажа пассажиров. Да-да, груз летает не только на грузовых самолетах).
За самолетом виднеется топливозаправщик.

Тележки могут сцепляться в поезда. Такой поезд заезжает в зону обработки багажа и грузчики вручную перекидывают в него чемоданы с ленты, внимательно глядя на бирки.

Тележки могут сцепляться в поезда. Такой поезд заезжает в зону обработки багажа и грузчики вручную перекидывают в него чемоданы с ленты, внимательно глядя на бирки.

Трактор в аэропорту предусмотрен на случай отмены международных рейсов ;-)

Трактор в аэропорту предусмотрен на случай отмены международных рейсов 😉

SONY DSC

А в остальное время он как раз и перевозит тележки и прочие приспособления.

Например, вот такой транспортер. По нему чемоданы поднимаются в багажный отсек и спускаются обратно. В небольших аэропортах типа Храброво нет возможности обрабатывать багаж в контейнерах, поэтому его загружают в отсек и выгружают обратно чемодан за чемоданом, вручную. В крупных аэропортах багаж заранее сортируется по контейнерам и грузится сразу в них — так быстрее. В аэропорту вылета всегда знают, можно ли в аэропорт назначения отправлять багаж в контейнерах, и если нет, то тоже грузят его «вповалку». Если по ошибке все-таки придет контейнер — его будет не разгрузить, и самолет улетит с багажом обратно, а пассажиры будут стоять в очереди к стойке розыска.

Например, вот такой транспортер. По нему чемоданы поднимаются в багажный отсек и спускаются обратно. В небольших аэропортах типа Храброво нет возможности обрабатывать багаж в контейнерах, поэтому его загружают в отсек и выгружают обратно чемодан за чемоданом, вручную. В крупных аэропортах багаж заранее сортируется по контейнерам и грузится сразу в них — так быстрее. В аэропорту вылета всегда знают, можно ли в аэропорт назначения отправлять багаж в контейнерах, и если нет, то тоже грузят его «вповалку». Если по ошибке все-таки придет контейнер — его будет не разгрузить, и самолет улетит с багажом обратно, а пассажиры будут стоять в очереди к стойке розыска.

Багаж вылетающих пассажиров попадает на многоуровневую систему транспортеров.

Багаж вылетающих пассажиров попадает на многоуровневую систему транспортеров.

Затем он обязательно проходит через автоматический сканер. Если обнаруживается что-то подозрительное, то проверка происходит вручную.

Затем он обязательно проходит через автоматический сканер. Если обнаруживается что-то подозрительное, то проверка происходит вручную.

Здесь сотрудники службы авиационной безопасности (САБ) могут детально изучить чемодан. В самом крайнем случае владельца вызывают и просят открыть чемодан и, если там находятся запрещенные к перевозке предметы, достать их. Правда, во многих аэропортах смотрят на правила сквозь пальцы. Например, в одном аэропорту вам запретят везти в багаже свинцово-кислотные аккумуляторы, а в других их даже не заметят.

Здесь сотрудники службы авиационной безопасности (САБ) могут детально изучить чемодан. В самом крайнем случае владельца вызывают и просят открыть чемодан и, если там находятся запрещенные к перевозке предметы, достать их. Правда, во многих аэропортах смотрят на правила сквозь пальцы. Например, в одном аэропорту вам запретят везти в багаже свинцово-кислотные аккумуляторы, а в других их даже не заметят.

Готовый к погрузке в самолет багаж в итоге оказывается на общей карусели, откуда его уже грузят в тележки.

Готовый к погрузке в самолет багаж в итоге оказывается на общей карусели, откуда его уже грузят в тележки.

А на этой ручной тележке чемоданы вывозят на ленту выдачи после ручного досмотра.

А на этой ручной тележке чемоданы вывозят на ленту выдачи после ручного досмотра.

В аэропорту обязательно присутствует метеостанция, фиксирующая текущую погоду. Данные о ней кодируются в формате METAR (его знают все пилоты) и обновляются раз в полчаса. Они общедоступны, а для тех, кто не умеет расшифровывать METAR, существуют специальные приложения для смартфонов, например, Aeroweather. Данные по всем метеостанциям программа тоже умеет загружать. Важно помнить, что аэропорт — это открытое пространство за городом. Поэтому там обычно холоднее и ветреннее, чем в самом городе.

В аэропорту обязательно присутствует метеостанция, фиксирующая текущую погоду. Данные о ней кодируются в формате METAR (его знают все пилоты) и обновляются раз в полчаса. Они общедоступны, а для тех, кто не умеет расшифровывать METAR, существуют специальные приложения для смартфонов, например, Aeroweather. Данные по всем метеостанциям программа тоже умеет загружать. Важно помнить, что аэропорт — это открытое пространство за городом. Поэтому там обычно холоднее и ветреннее, чем в самом городе.

Из диспетчерской вышки хорошо просматривается весь аэродром, поэтому оттуда осуществляется управление воздушным движением. Во многих аэропортах установлены старые списанные самолеты, использующиеся для тренировки спасателей, пожарных и других экстренных служб. Ведь в случае экстренной ситуации нужно эвакуировать большое количество людей из тесного замкнутого пространства: счет идет на секунды!

Из диспетчерской вышки хорошо просматривается весь аэродром, поэтому оттуда осуществляется управление воздушным движением. Во многих аэропортах установлены старые списанные самолеты, использующиеся для тренировки спасателей, пожарных и других экстренных служб. Ведь в случае экстренной ситуации нужно эвакуировать большое количество людей из тесного замкнутого пространства: счет идет на секунды!

В аэропорту также обязательно присутствует полноценная пожарная часть. Хорошо там работать: спишь, читаешь, смотришь телевизор. Но как пожар — хоть увольняйся.

В аэропорту также обязательно присутствует полноценная пожарная часть. Хорошо там работать: спишь, читаешь, смотришь телевизор. Но как пожар — хоть увольняйся.

Пожарное хозяйство присутствует и возле стоянок самолетов: огнетушители всегда наготове.

Пожарное хозяйство присутствует и возле стоянок самолетов: огнетушители всегда наготове.

На башне расположен радар, с помощью которого диспетчеры видят на экранах самолеты, пролетающие в радиусе нескольких десятков километров от аэродрома. Как и положено, антенна наверху постоянно вращается.

На башне расположен радар, с помощью которого диспетчеры видят на экранах самолеты, пролетающие в радиусе нескольких десятков километров от аэродрома. Как и положено, антенна наверху постоянно вращается.

Радары поменьше находятся возле взлетно-посадочной полосы. Они отслеживают самолеты при заходе на посадку.

Радары поменьше находятся возле взлетно-посадочной полосы. Они отслеживают самолеты при заходе на посадку.

За несколько метров от полосы начинается зона РМС, в которой находиться без разрешения диспетчера нельзя.

За несколько метров от полосы начинается зона РМС, в которой находиться без разрешения диспетчера нельзя.

РМС значит радиомаячная система. Возле полосы расположены курсовой и глиссадный маяки системы ILS, с помощью которой осуществляется точный заход на посадку. Любой объект, который окажется между маяком и самолетом, внесет существенные искажения в работу системы и посадку придется прервать. Поэтому пересекать желтую линию можно только тогда, когда самолеты на посадку не заходят.

РМС значит радиомаячная система. Возле полосы расположены курсовой и глиссадный маяки системы ILS, с помощью которой осуществляется точный заход на посадку. Любой объект, который окажется между маяком и самолетом, внесет существенные искажения в работу системы и посадку придется прервать. Поэтому пересекать желтую линию можно только тогда, когда самолеты на посадку не заходят.

В качестве приманки для ди-джеев по всему аэродрому развешиваются зеркальные диско-шары. В этом случае мировые звезды танцевальной сцены более охотно прилетают на гастроли. У некоторых даже в райдере указано необходимое количество диско-шаров в аэропорту прибытия. Выяснилось также, что диско-шар заодно является неплохим фумигатором для отпугивания птиц. Для усиления эффекта из расположенных рядом с ВПП репродукторов играет дабстеп. Считается, что он имитирует крики хищных птиц, выстрелы и т.п. Поэтому огородные пугала в аэропортах не устанавливают. Нет также и трещоток для отпугивания кротов. Поэтому все пространство между рулежными дорожками испещрено уютными норками ^_^

В качестве приманки для ди-джеев по всему аэродрому развешиваются зеркальные диско-шары. В этом случае мировые звезды танцевальной сцены более охотно прилетают на гастроли. У некоторых даже в райдере указано необходимое количество диско-шаров в аэропорту прибытия.
Выяснилось также, что диско-шар заодно является неплохим фумигатором для отпугивания птиц. Для усиления эффекта из расположенных рядом с ВПП репродукторов играет дабстеп. Считается, что он имитирует крики хищных птиц, выстрелы и т.п. Поэтому огородные пугала в аэропортах не устанавливают. Нет также и трещоток для отпугивания кротов. Поэтому все пространство между рулежными дорожками испещрено уютными норками ^_^

 

Илья Шатилин

Views:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *