Калининград. Аэропорт Храброво: туристическое импортозамещение. Обзор и советы.

Двукратное увеличение стоимости поездок в Европу уже дало о себе знать: на новогодние праздники в Калининград приехало вчетверо больше гостей с «большой земли», чем за прошлые годы. Самый западноевропейский город России еще очень хорошо помнит немецкие времена и, несмотря на преобладание советской типовой застройки, все равно уютен, гостеприимен и вместе с тем не скучно-провинциален, как многие другие областные центры того же размера.

Вокруг аэровокзала Храброво кругом идет строительство

Вокруг аэровокзала Храброво кругом идет строительство

Аэропорт Храброво — практически единственный доступный способ попасть в Калининград, не имея загранпаспорта и шенгенской визы. На поезде или автомобиле придется проехать через Литву, Латвию, а то и еще Эстонию, постояв на двух границах. А авиаперевозки в Калининградскую область субсидируются государством для обеспечения транспортной доступности этого региона. Так что рейсов в Калининград полно, их выполняют все относительно крупные авиакомпании: из Москвы-Домодедово сюда летают «Уральские авиалинии», «Трансаэро» и «S7», из Внуково — «ЮТЭйр», из Шереметьево — «Аэрофлот», суммарно до 11 рейсов в день, плюс еще «Россия» из Санкт-Петербурга, есть также рейсы из ряда других городов (Мурманск, Череповец, Казань), а также столиц бывшего СССР — Минска, Киева и Ташкента.

В начале 90-х аэропорт Храброво стал международным, немцы стали летать на экскурсии в #Кенигсбергнаш

В начале 90-х аэропорт Храброво стал международным, немцы стали летать на экскурсии в #Кенигсбергнаш

«Настоящий» международный рейс (кроме чартерных и сезонных) — только один, это Air Berlin в Берлин, причем выполняется он на редком для российского неба самолете De Havilland DHC-8-400.

Специальные окна для загрузки багажа трансферных пассажиров сейчас не работают, потому что нет трансфера.

Специальные окна для загрузки багажа трансферных пассажиров сейчас не работают, потому что нет трансфера.

Одним словом, сейчас аэропорт Храброво совсем не ориентирован на транзит. Хотя в системах бронирования есть экзотические варианты перелета из Москвы в Петербург через Калининград — видимо, на случай, если все прямые рейсы будут заполнены. А система обработки багажа позволяет перекидывать чемоданы с рейса на рейс, не выдавая их пассажиру. Впрочем, это, скорее, наследие «КД Авиа» — авиакомпании, когда-то базировавшейся в Храброво и использовавшей его в качестве хаба. Но в 2009 году авиаперевозчик обанкротился, перед этим «порадовав» общественность инцидентами вроде посадки самолета на брюхо с невыпущенными шасси.

Экстремальному RA-65011 20 февраля 2016 года исполнилось 40 лет.

Экстремальному RA-65011 20 февраля 2016 года исполнилось 40 лет.

Калининградские пилоты входили в историю и раньше — например, в 1988 году установив рекорд посадочной скорости летательного аппарата, коснувшись полосы на скорости 415 км/ч. Мы, правда, не уверены насчет скорости «Бурана», но тут был не космолет в степи, а Ту-134 с пассажирами. Борт RA-65011 после этого эксплуатировался еще 17 лет, а в этом году отметил 39-ый день рождения. Да-да, он хоть и не летает, но используется в Храброво в качестве тренажера для спасателей и вы увидите его вблизи, подрулив к терминалу.

Строящийся телетрап в Храброво

Строящийся телетрап в Храброво

Практически все рейсы обслуживаются на стоянках, оборудованных телетрапами. Интересно то, что посадка происходит через «рукав», а вот высадка зачастую — по трапу с последующей пешей прогулкой до аэровокзала. Это сделано для того, чтобы пассажиры, летящие без багажа, быстрее очутились за пределами аэропорта, а не ходили по коридорам и лестницам в здании терминала: эскалаторов и лифтов там нет.

Так выглядел терминал внутри до расширения

Так выглядел терминал внутри до расширения

А так Храброво выглядит внутри сейчас

А так Храброво выглядит внутри сейчас

А вот прилетев с багажом, готовьтесь к толчее. Багажная карусель всего одна и весьма небольшая, при этом бывает так, что несколько рейсов прилетают друг за другом, и тогда в зоне выдачи багажа яблоку негде упасть. При этом выдача происходит долго, можно запросто прождать 20-30 минут.

Сначала при расширении Храброво хотели сделать стеклянный купол, но в итоге его разобрали, так и не достроив.

Сначала при расширении Храброво хотели сделать стеклянный купол, но в итоге его разобрали, так и не достроив.

Справедливости ради стоит отметить, что в настоящий момент полным ходом идет расширение аэровокзала и, возможно, когда-то в нем станет просторнее.

Сейчас очередей на регистрацию нет, но когда улетают несколько рейсов, они могут быть длинными.

Сейчас очередей на регистрацию нет, но когда улетают несколько рейсов, они могут быть длинными.

Сам терминал построен в 1979 году по типовому советскому проекту — ровно то же самое вы увидите, например, в Анапе, Оренбурге, Кургане и еще добром десятке других российских региональных городов. Новое здание примыкает к старому вплотную сзади и с боков; внутри даже видны границы по разному оформлению потолков. Из-за того, что часть нового терминала уже функционирует, изменена типовая планировка такого аэровокзала: там, где обычно расположены стойки регистрации, находятся торговые павильоны, а сами стойки — в правом крыле. Их всего 10 и на каждый рейс работает по 2. При близком по времени вылете нескольких рейсов здесь тоже скапливается много народу. Если вы летите без багажа, поможет онлайн-регистрация или расположенные здесь же киоски самостоятельной регистрации ряда авиакомпаний. А вот с багажом придется стоять в очереди; отдельных стоек drop-off нет. Стойки бизнес-класса общие для всех рейсов, но на них при отсутствии пассажиров с соответствующими билетами запросто может никого не быть, так что бонусные карты элитных уровней не дадут никакого преимущества.

Зал ожидания в Храброво

Зал ожидания в Храброво

После регистрации необходимо подняться несколько пролетов по лестнице: здесь вас ждут два инспектора, проверяющие паспорта. Можно было бы пошутить на тему, что один умеет писать, другой читать, но на самом деле один действительно от МВД, а второй — от службы авиационной безопасности. Ваш паспорт они передают друг другу по цепочке и, наконец, можно пройти досмотр (имеется два сканера, так что при одновременном вылете нескольких рейсов может возникать очередь). После этого одни попадают в довольно комфортный зал ожидания, где есть несколько магазинов с сувенирами и кафе с относительно приемлемыми ценами, а другие — в бизнес-зал, где традиционно подают тарталетки с жюльеном, сладости, соки, а из алкоголя — два вида пива и вина.

DSC_0002

Бизнес-зал аэропорта Храброво. Интерьер.

DSC_0003

Бизнес-зал аэропорта Храброво. Еда и напитки.

 

Впрочем, если уж хочется как следует поесть перед полетом или после прибытия, то лучше всего в главном холле (т.е. за пределами «чистой зоны») подняться на второй этаж, пройти вдоль офисов авиакомпаний и попасть в столовую аэропорта, которую обслуживает местный комбинат бортового питания. Еда вкусная, цены приятные — жаль, что попробовать ее можно только здесь, так как большинство авиакомпаний сегодня привозит питание для обратных рейсов из Калининграда с собой. Исключений немного — это «Россия», да рейс «Аэрофлота» с ночным отстоем.

Классическая столовая на 2 этаже Храброво

Классическая столовая на 2 этаже Храброво

Меню столовой аэропорта Храброво

Меню столовой аэропорта Храброво

Добраться из аэропорта до Калининграда можно двумя способами. Каждые 45 минут отправляется автобус 244Э до Южного Автовокзала, который едет около 45 минут. Но в центр и в северные районы удобнее всего на такси. Стойки вызова такси находятся возле выхода; уехать очень просто: заплатил 500 рублей, получил квитанцию и сел в назначенную машину. Есть, конечно, и «бомбилы» возле выхода, да и из города таксисты могут зарядить и 700, и 800, и даже 900 рублей. Однако даже в последнем случае достаточно дать 500 рублей: таксист понимает, что вез не незадачливого столичного туриста, а человека знающего.

Стойки заказа такси в аэропорту Храброво

Стойки заказа такси в аэропорту Храброво

Так вот, перейдем к туризму: что интересного в Калининграде? С авиационной точки зрения это, помимо прочего, самолет Ли-2, который долгое время стоял на постаменте рядом с авиабазой ВМФ (Военные самолеты также используют ВПП аэропорта Храброво, так что споттерам будет интересно). Сейчас Ли-2 перетащили на территорию аэропорта и собираются восстанавливать. Говорят, за это взялась авиакомпания S7, но пока что самолет просто стоит у забора.

Ли-2 в Храброво

Ли-2 в Храброво

А эту частную "Цессну-172" хозяин пригнал из США и так ни разу и не летал. Раз в полгода самолет заводят и снова накрывают чехлом.

А этот частный “Пайпер-38” хозяин пригнал из США и так ни разу и не летал. Раз в полгода самолет заводят и снова накрывают чехлом.

Еще один самолет-памятник в конце 2014 года установили в Музее мирового океана и потихоньку восстанавливают. Это Бе-12 — противолодочный самолет-амфибия. Он может взлетать с воды и садиться на воду, а также просто плавать, как корабль. В характерной формы носе располагается оборудование для обнаружения подводных лодок, а в бомболюках — торпеды.

Бе-12 в Калининграде

Бе-12 в Калининграде

Нос Бе-12

Нос Бе-12

Несколько Бе-12, производившихся с 1960 по 1975 годы, до сих пор состоят на вооружении, а еще пара десятков находится на хранении на случай войны. Некоторые экземпляры были переделаны в противопожарные: вместо торпед в них установлены баки для воды. Самолет садится на поверхность водоема, собирает воду, а затем летит тушить лесной пожар.

Музей Мирового океана в Калининграде

Музей Мирового океана в Калининграде

Из неавиационных достопримечательностей Калининграда можно, опять же, порекомендовать современный интерактивный Музей мирового океана; остатки немецких фортификационных сооружений, включающие крепостные стены, ворота в готическом стиле, а также заброшенные форты. Кафедральный собор 14-го века был восстановлен после разрушений Второй мировой войны только в начале 21-го. А вот руины королевского замка в 1960-х годах снесли и на их месте начали строить Дом Советов. Сегодня этот недострой считается одним из самых больших в стране. С крыши открывается прекрасный вид на город, но попасть туда просто так нельзя: договаривайтесь с охранником.

Кафедральный собор в Калининграде восстановили совсем недавно.

Кафедральный собор в Калининграде восстановили совсем недавно.

Памятники советской эпохи в Калининграде: недостроенный Дом Советов и обветшавшие мировые часы.

Памятники советской эпохи в Калининграде: недостроенный Дом Советов и обветшавшие мировые часы.

Если же все-таки хочется замок, то в нем можно даже переночевать: в загородном комплексе «Нессельбек» недалеко от аэропорта есть и ресторан, и гостиничные номера, причем все антуражно и выдержано в средневековом стиле. Но сам замок, увы, не исторический, а построен недавно — впрочем, это уже совсем другая история…

В центре Калининграда есть одноименная гостиница - вполне прилично и недорого.

В центре Калининграда есть одноименная гостиница – вполне прилично и недорого.

Илья Шатилин

Views:

4 comments for “Калининград. Аэропорт Храброво: туристическое импортозамещение. Обзор и советы.

  1. Evgeny Kulagin
    26/02/2015 at 23:18

    это вообще то не сессна 172 а пайпер 38

    • Ilja Shatilin
      27/02/2015 at 03:35

      Кстати да, точно

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *