Почему авиакомпании запрещают продавать и покупать мили и как их всё-таки продать или купить, если очень надо

Практически все авиакомпании мира в правилах своих бонусных программ явным образом запрещают продажу и покупку миль, статусов и прочих заработанных «плюшек». И они очень активно за этим следят и жестоко наказывают за нарушение правил. Рассказываем, почему:

Неприятности обычно действительно серьёзные: билет, оформленный за купленные мили аннулируется – причём для пассажира-покупателя это может стать сюрпризом прямо на гейте. И деньги ему никто не вернёт. Продавца же банят в бонусной программе с аннулированием всех миль и статусов, а некоторые иностранные авиакомпании даже подают в суд и требуют возместить нанесённый им ущерб.

Но погодите, какой тут ущерб? Пассажир, продающий или покупающий мили, думает примерно так: «Мне эти мили не нужны. Я не успею их потратить. У другой авиакомпании билет за деньги дешевле, чем у этой сборы. Авиакомпания готова предоставить место на рейсе за мили. Какая ей разница, я полечу или другой человек? Тем более что бесплатно оформить билет я могу своему родственнику или другу. Ну так у меня появился новый щедрый друг, который подарил мне 50 тысяч рублей, а я ему подарил авиабилет. Мы, друзья, должны помогать друг другу!»

«Аэрофлот» разрешил переводить мили друг другу

 

Логично? Вроде бы логично. Но с точки зрения авиакомпании мили – это не какая-то валюта, которую можно обменивать на деньги, а условные единицы учёта благ, которые вы можете получить от авиакомпании в рамках программы лояльности. Ключевое слово тут – лояльности. Авиакомпания мыслит немного другими категориями. Представьте, что вы пригласили друга в гости, купили бутылку кефира, нажарили шашлыков… А он взял и продал ваш адрес какому-то алкашу, который пришёл к вам, всё выпил и съел. Вам какая разница, кто съел угощение? Вы ведь всё равно его приготовили?

Или вот вы иногда подвозите с работы симпатичную коллегу, держа в голове, что на корпоративе надо будет к ней подкатить. Но в какой-то момент к вам в машину садится какой-то гопник, который говорит: «Ну чё, поехали, я пятихатку на бенз тёлке твоей знакомой на сбер закинул уже». Вам какая разница, кого везти? Вы ведь всё равно едете, вам чё, для хорошего пацана по-братски жалко?

Однако помимо морально-этической составляющей есть ещё и экономическая. Дело в том, что продажа миль нарушает всю экономику бонусной программы, лишая авиакомпанию выручки и позволяя получать за мили больше ценностей, чем предусмотрено.

Дело в том, что мили выгоднее всего использовать для полётов в высоких классах обслуживания (премиум-эконом, бизнес, первый) на дальние расстояния, то есть, туда, куда билеты при покупке за деньги стоят дорого. Есть также направления, по которым мильные билеты особенно дёшевы, а сборы минимальны – в общем, в обоих случаях покупка миль и оплата сборов оказывается в несколько раз дешевле, чем приобретение обычных коммерческих билетов.

И те, кто покупает мили, покупает их для оформления именно таких билетов, а не чтобы слетать экономом из Москвы в Нижний Новгород. На этом построен целый «чёрный рынок», в котором участвует сразу несколько контрагентов.

Ая-яй, мильки скоро сгорят и надо скорее продать

Первый – это, собственно, продавец, который фармит мили тем или иным способом – например, частыми полётами в командировки за счёт компании или большими оборотами по кобрендовой банковской карте (есть много способов – это и оплата корпоративных покупок личной картой, и «обналичивание» своих карточек продавцами и официантами, принимающими наличные от посетителей, и разный банковский фрод, и просто большие обороты состоятельных людей). Многим мили вообще не нужны: представьте, что у вас 100 перелётов в год за счёт работодателя, и два отпуска по две недели, на которые вы теоретически можете потратить мили. В этом случае вы будете накапливать больше миль, чем способны потратить – и вам захочется их продать. Или вы сменили работу, перестали летать, а мили скоро сгорят из-за неактивности – и вам тоже захочется их продать. Или вы как платиновый участник бонусной программы получили бесплатную золотую карту – а никто из ваших родственников и друзей не летает никуда, кроме как раз в год чартером в Турцию? Вы тоже захотите эту карту продать.

У желающих озолотиться есть большой выбор

Второй – это покупатель, который хочет куда-то слетать подешевле. Сам он летает не так часто, за свои деньги самым дешёвым экономом, и для накопления миль на дальнемагистральный бизнес-класс ему придётся потратить несколько лет. А может, он вообще не копит никакие мили, а просто хочет купить билет и делает это в агентстве.

Прямое взаимодействие продавцов и покупателей возможно, но если они не знакомы друг с другом, это чревато мошенничеством. Например, на сайтах бесплатных объявлений каждый день появляется предложение миль «Аэрофлота» по 25 копеек (что в 2-4 раза дешевле рыночной стоимости) – тут жертва просто переводит мошеннику предоплату за билет, тот исчезает, его оперативно банят по жалобе, но на следующий день он снова регистрируется под новым аккаунтом.

Некоторые продавцы настолько святые, что даже не скрывают номер карты. Валера, настало твоё время!

Поэтому тут возникает третий игрок: брокер. Это доверенное лицо – посредник между продавцом и покупателем. У каждого брокера есть, как правило, сформированный пул продавцов, которых тот ищет всеми возможными способами – через личные знакомства, в соцсетях, на форумах и чатах. И у него же есть сформированный круг покупателей. Все знают, что вот этот брокер не обманет, он отвечает своей репутацией, а тут она очень важна – ведь все новые продавцы и покупатели приходят в основном по «сарафанному радио». Брокер зарабатывает на разнице между закупочной и продажной ценой, это от 10-15% с каждой сделки. Бизнес довольно прибыльный и безопасный (сам брокер не рискует своими аккаунтами в бонусных программах), но не самый простой: например, приходится делиться с сотрудниками авиакомпаний, которые помогают в том, чтобы мильные билеты на нужную дату волшебным образом оказались в наличии 😉

Однако пул покупателей-частных лиц у брокера всё равно ограничен. Часто летать за чужие мили один человек не может: если он сегодня полетел за мили Васи, через неделю за мили Пети, потом за мили Коли и так далее, то авиакомпания легко выявит факт покупки миль и накажет продавца и покупателя – за этим следят специальные алгоритмы. Кроме того, сотрудники служб безопасности авиакомпаний постоянно мониторят сайты частных объявлений, форумы и чаты – совершают «контрольные закупки» и т.п.

Поэтому четвёртый участник рынка – это турагентства. Обычные оффлайновые кассы, у которых поток новых и новых клиентов условно бесконечен. Они сотрудничают с брокерами – то есть, между пассажиром и продавцом миль уже два посредника. Пассажир, покупающий билет у такого агентства, может даже не знать, что летит за чьи-то мили. Он вообще ничего не знает про мили, а просто радуется привлекательной цене. Или даже обычной цене – такой же, как на сайте.

В итоге все довольны: продавец получил деньги за ненужные ему мили, посредники заработали свою комиссию, пассажир (если авиакомпания никого не поймала) улетел. Чего же в этом плохого? Никого ведь не обманули?

Обманули в данном случае авиакомпанию. Во-первых, пассажир, который мог купить билет бизнес-класса за, допустим, 500 тысяч рублей, купил его за 100, из них авиакомпания получила деньгами только 50 тысяч рублей сборов. Тут можно возразить: за 500 тысяч он бы вообще не полетел! Может, и не полетел бы. Но тогда его кресло можно было бы продать за 500 тысяч другому пассажиру, который готов заплатить такие деньги (особенно не из своего кармана, а из казённого).

Найти билеты за полмиллиона не просто, а очень просто. Из них сборы всего 770 рублей, остальное — тариф. За мили — 60000 миль. За двойные (потребуется элитный участник) — 120 тысяч. Профит очевиден.

Во-вторых, сами мили потрачены невыгодным для авиакомпании образом. То есть, если бы владелец миль их не продал, то вероятность того, что он бы сам полетел дальнемагистральным бизнес-классом за эти мили, на самом деле невелика. Чтобы их потратить, он с гораздо большей долей вероятности полетел бы за них зимой в Сыктывкар, обменял их на сувенирку в интернет-магазине авиакомпании, пожертвовал бы их на благотворительность или же вовсе позволил им сгореть – то есть, конвертировал бы мили в блага гораздо более выгодным для авиакомпании способом. Для понимания, авиакомпания рассчитывает, что за одну милю вы получите благ где-то на 20-25 копеек, а продать их можно за 70-80 копеек. А если большое количество миль будет конвертироваться в блага наименее выгодным для авиакомпании способом, и при этом будет отсутствовать нематериальная составляющая в виде лояльности, то получится, что перевозчик просто устраивает пиргорой для случайных прохожих с улицы.

При этом ничего противозаконного в продаже и покупке миль нет: правила бонусной программы – это не список запрещённых к обороту товаров и услуг. Поэтому засудить вас в России за такие махинации не могут, но если вас поймают и накажут, то в суд обращаться тоже будет бессмысленно, потому что, напомним, мили и статусы – это не товар и не услуга.

«В случае продажи авиамиль нельзя провести аналогию с торговлей товарами или оказанием услуги, так как не происходит физической передачи лота от одного человека другому. Речь идёт о переуступке прав на пользование бонусами, что разрешено в ряде случаев в том числе правилами Аэрофлота и других авиакомпаний и указано на их официальных сайтах. Законодательно данные предложения также не запрещены. Количество таких объявлений на нашем ресурсе ничтожно — это четыре миллионных процента от всех размещённых объявлений. Тем не менее, мы серьезно следим за чистотой в этой категории. На платформе существует специальная форма для обращений правообладателей по вопросам возможного нарушения прав на интеллектуальную собственность или товарный знак. Все они внимательно рассматриваются специалистами комплаенс. Если эксперты подтверждают правомерность обращения, предложение немедленно блокируется. Со своей стороны мы проверяем все объявления на предмет соответствия законодательству и правилам платформы, а также анализируем все действия пользователей для предупреждения возможного фрода. В том случае, если система отметит признаки нарушений, аккаунт будет отправлен на дополнительную проверку и может быть заблокирован», — прокомментировал представитель одного из российских сервисов частных объявлений.

Однако мы не рекомендуем продавать и покупать мили через частные объявления, потому что это запросто может быть ловушкой от авиакомпании. Кроме того, здесь легко нарваться на мошенников. Если вы хотите продать мили по высокой цене – ищите брокера. Исключительно для прямого контакта: на многочисленных сайтах по торговле милями вы сможете реализовать их существенно дешевле рыночной стоимости и при этом всё равно будете рисковать быть пойманными. Единственный легальный сайт points.com и так был не особо актуален для России, а сейчас и вовсе не работает, и «курс» там был вообще смешной.

При этом, продавая мили через брокера, будьте крайне аккуратны. Если вы продаёте мили один-два раза в год и при этом сами за них летаете или тратите их на дополнительные услуги вроде повышения класса обслуживания – это одно. Если за ваши мили летают толпы киргизов – это другое. При этом ни один брокер не защитит вас от «поимки» с поличным. Помните, что вы играете в русскую рулетку. Это как нарушать ПДД: вряд ли вас поймают за первый же выезд на встречку, но рано или поздно прав лишат.

Магазин rewards.aeroflot.ru продаёт всякие гаджеты с доставкой на дом

Чтобы спать спокойно, купите билет в эконом и сделайте себе мильный апгрейд в бизнес-класс. Купите за мили бортпитание. Потратьте мили в магазине авиакомпании и купите себе смартфон, телевизор или микроволновку. Порадуйте своих близких бесплатными билетами. Отдайте, в конце концов, мили на благотворительность. Не жадничайте! Пока есть мили и сама авиакомпания – тратьте. А то кто знает – что будет с вашими милями завтра?

Илья Шатилин

3.9 14 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии