Как шведский аэропорт не выдержал наплыва лоукостеров и закрылся для регулярных рейсов

В Европе лоукостеры обычно стараются летать в небольшие аэропорты, расположенные вдали от больших городов: там сборы меньше и слотов хватает. Развитие низкобюджетных перевозок вдыхает жизнь в богом забытые деревни, в которых появляется сопутствующая инфраструктура вроде гостиниц, общепита и логистических складов. Но бывает и наоборот. Сегодня мы расскажем о том, как лоукостеры фактически уничтожили второй аэропорт Гётеборга – второго по величине города Швеции. И (спойлер) виноваты в этом вовсе не лоукостеры!

Итак, речь про аэропорт Сэве (GSE), расположенный на острове Хисинген к северо-западу от Гётеборга. В 1940 году здесь появился аэродром базирования ВВС Швеции, гражданские же самолёты летали из открытого в 1923 году аэропорта Торсланда рядом с заводом Volvo. Этот аэропорт просуществовал до 1977 года: как это часто бывает со старыми аэропортами в черте города, его некуда было расширять, поэтому в 1977 году открыли новый большой международный аэропорт Ландветтер, который принимал крупные магистральные самолёты. А малую и бизнес-авиацию перевели в Сэве. В 1984 году там удлинили ВПП на 400 метров, что позволило ему принимать достаточно крупные бизнес-джеты. Так аэропорт тихо работал до 2001 года, когда началась эпоха лоукостеров.

Гётеборг-Сити был типичным лоукостерным аэропортом системы «сарай».

Сэве переименовали в «Гётеборг-Сити», чтобы подчеркнуть его близость к центру города: 17 километров против 28 до Ландветтера, и запустили регулярные рейсы лоукостеров. Первым начал летать Ryanair из Лондона, причём направление оказалось настолько востребованным, что через 5 лет было закрыто паромное сообщение между Ньюкаслом и Гётеборгом, существовавшее в течение нескольких десятилетий: пассажиры поняли, что на самолёте гораздо быстрее, удобнее и дешевле. К концу нулевых у Ryanair было почти два десятка направлений из Гётеборга; пришёл сюда также и заклятый конкурент: Wizz Air, а позднее открылись рейсы местных региональных авикомпаний Gotlandsflyg и Sparrow Aviation.

Пик перевозок пришёлся на 2013 год. Тогда аэропорт обслужил 863 тысячи пассажиров, обеспечив 51 тысячу взлётно-посадочных операций.

Борт Ryanair в Гётеборг-Сити

Однако в ноябре 2014 года выяснилось, что регулярная эксплуатация тяжёлых магистральных самолётов – Boeing 737-800 и Airbus A320 – привели к необратимым повреждениям рулёжных дорожек аэродрома. Оказалось, что заявленные характеристики покрытия дорожек не соответствуют реальным, и самолёты «проваливаются». Возникло подозрение, что и с ВПП может возникнуть такая же ситуация. Поэтому рейсы Ryanair и WizzAir перевели в основной аэропорт, Ландветтер. При этом пассажиры несколько месяцев подряд приезжали в Гётеборг-Сити, там регистрировались и проходили предполётный досмотр, после этого их сажали в автобусы и везли на перрон Ландветтера к самолёту.

Повреждения покрытия РД выглядят примерно так

Лишь в январе 2015 года аэропорт Гётеборг-Сити был закрыт для всех регулярных рейсов под предлогом необходимости дорогостоящего ремонта покрытия. Теперь он обслуживает только авиацию общего назначения, также рядом с ним находится музей военных самолётов.

Между тем у Airbus есть специальная версия A320 для слабых покрытий, но её заказала только одна авиакомпания мира.

Илья Шатилин

Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии