Самолёт, который не получился: трёхдвигательный Boeing 747

«Горбатый» Boeing 747 – пожалуй, самый узнаваемый в мире самолёт. И очень распространённый: с конца 60-х годов построен 1571 борт этого семейства; прекращается производство только в этом году. В первую очередь потому, что четырёхдвигательные самолёты не экономичны, а двухдвигательные стали настолько надёжными, что могут летать практически по тем же маршрутам, не делая «крюков» из-за ETOPS. Но знаете ли вы, что в семидесятых годах разрабатывался также трёхдвигательный вариант Boeing 747?

Он должен был иметь два двигателя под крылом и третий в хвосте – как у Lockheed L-1011 и Douglas DC-10. Собственно, в качестве конкурента этим широкофюзеляжникам и был придуман трёхдвигательный 747-й. Он должен был получить более короткий фюзеляж по сравнению с «обычными» 747-100 и 747-200, однако всё равно превосходил и «Локхид», и «Дуглас» по пассажировместимости, дальности и полезной загрузке.

Однако вскоре после начала разработки проект свернули по двум причинам:

Спокойно, это фотошоп

Во-первых, новая схема расположения двигателей потребовала перепроектирования всего планера: и крыла (силовая структура которого была рассчитана на четыре двигателя), и хвостового оперения, ведь там появился двигатель. То есть, быстро и малой кровью отделаться бы не получилось, разработка растянулась бы на многие годы, в то время как конкуренты уже находились в коммерческой эксплуатации.

Во-вторых, новая схема расположения двигателей кардинально меняла динамические характеристики самолёта. И из-за этого терялось одно из главных потенциальных преимуществ новой версии: пилоты «большого» 747 не получили бы автоматического допуска на «маленький» – то есть, у этих самолётов был бы разный Type Rating.

Однако версию с укороченным фюзеляжем и увеличенным хвостом всё же разработали: это был Boeing 747SP, (Special Performance) для самых протяжённых рейсов. С 1976 года было построено 45 таких машин, 4 из них до сих пор эксплуатируются. Один из 747SP после окончания работы с пассажирами переделали в летающую обсерваторию: в задней части фюзеляжа прямо в полёте открывается проём, в котором расположен инфракрасный телескоп.

5 4 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии