Системы бронирования импортозаместили полностью

В ближайшие несколько месяцев в России не останется ни одной авиакомпании, использующей иностранные системы бронирования. Группа «Аэрофлот» и «Уральские авиалинии» переходят на подконтрольную «Ростеху» Leonardo (Сирена-Трэвел). Об этом говорится в сообщении корпорации.

Ранее сообщалось также о переходе S7 на конкурирующую российскую систему ТАИС PSS. S7 и «Уральцы» работали с Amadeus Altea, «Аэрофлот» c SabreSonic, а «Победа» с Navitaire.

Речь идёт не только об инвенторных системах (CRS) – это ключевой инструмент для оформления билетов – а о комплексных PSS-решениях.

Сейчас поясним: PSS (Passenger Service System) – это набор инструментов для операционной деятельности авиакомпаний. Обычно PSS являются модульными. Два самых важных модуля – это CRS и GDS. CRS (Computer Reservation System) – это и есть инвенторная система бронирования, хотя если уж быть точными до конца, то у неё две подсистемы: инвенторная система (база данных, в которой хранится информация о количестве мест на каждом рейсе, тарифах и их правилах) и система бронирования – база данных с информацией о пассажирах, заказанных ими услугах и т.п.

DCS (Departure Control System) – система регистрации, обработки багажа и прочего – вплоть до центровки воздушного судна, подробно о её работе мы уже писали ранее.

Как все устроено: система контроля отправки пассажиров

Конечно, авиакомпании используют ещё и множество другого ПО – десятки различных программ, множество из которых уникальны. Но это, скорее, дополнительные решения, повышающие эффективность, а без PSS работать вообще нельзя. Вернее, можно, но примерно как в XIX веке, на бумажках с печатями. То есть, в современном мире это нереально.

Интересно, что западные разработчики PSS с российскими авиакомпаниями работать не отказывались и даже санкции не запрещают им этого делать. Мартовские новости про то, что «Аэрофлот» отключили от Sabre, а S7 от Amadeus, касаются одноимённых глобальных распределительных систем (GDS) – своего рода «маркетплейсов» с авиабилетами, они нужны в основном для продажи билетов иностранцам, что сейчас неактуально.

Однако проблема в другом: сейчас не отказывались и запретов нет, но риски-то есть, а они категорически неприемлемы. Обязанностей пользоваться именно российским ПО тоже нет. Однако в соответствии с постановлением Правительства РФ №955 все авиакомпании обязаны локализовать системы бронирования до конца октября. Принято оно было ещё в 2019 году; речь в нём идёт не об обязательном переходе на софт российских разработчиков, а именно о локализации, то есть о хранении данных в ЦОД, расположенных на территории РФ. Например, чтобы иностранные спецслужбы не имели данных о передвижениях россиян. Оно вступает в силу с октября 2022 года.

По функциональности российское и зарубежное ПО идентично, каких-то принципиальных отличий нет. Из важного в российских PSS не было разве что поддержки участия в авиационных альянсах, но «Аэрофлотe» и S7 это сейчас и не нужно.

Для понимания масштабов, в комплексное IT-решение Leonardo PSS входит:

  • Инвенторная система
  • Система размещения и управления тарифами
  • Продажа дополнительных услуг авиакомпаний
  • Система анализа и контроля бронирований
  • Система управления доходами
  • Сервер электронных билетов
  • Система статистики и аналитики
  • NDC-провайдер
  • Полный набор инструментов и решений для электронной коммерции в B2C, B2B, B2B2C режимах
  • Собственный платежный шлюз
  • CRM
  • Программа лояльности для часто летающих пассажиров
  • Платформа регистрации пассажиров
  • Система продажи авиабилетов на чартерные рейсы
  • Система SMS-оповещений

Илья Шатилин

5 3 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии