Как я 26 часов летел в Дагестан. Часть 1. Авиационная.

Для многих путешествия и туризм ассоциируются исключительно с заграницей. Они сидят дома и ноют в фейсбуках, заходя в них через VPN, о том, что «летать некуда». Действительно, любая заграница сейчас стала доступной только для тех, кому туда прямо очень надо: даже если оставить за скобками подорожавшие в несколько раз билеты, стоит вспомнить про сохраняющиеся ковидные ограничения (например, из-за них вас не выпустят из России наземным транспортом) и сложности с платежами – получение «правильной» карты требует затрат времени и денег, наличную валюту по околоцентробанковскому курсу вам тоже никто не горит желанием продавать. Это плохое.

А хорошее то, что мы живём не в Эстонии какой-нибудь, где внутренний туризм – это разве что поездка на дачу – а в России, где возможностей для туризма множество и на то, чтобы посмотреть всё интересное, у вас не хватит всей жизни. То есть, пока самолёты летают, нужно куда-нибудь лететь. Например, на первые майские я отправился в Дагестан из Санкт-Петербурга.

Сейчас в Махачкалу летают практически все авиакомпании, и тут даже появился небольшой международный хаб Red Wings. Но спрос огромный – готовьтесь к тому, что билеты туда-обратно из европейской части России будут стоить тысяч по 30 туда-обратно. Обычное дело! Меня спасло то, что полётную программу в Дагестан только-только, с 23 апреля, запустила авиакомпания Nordwind: билет из Санкт-Петербурга в Махачкалу стоил 6124 рубля, обратно в Санкт-Петербург 4666, и это с багажом! Правда, есть один нюанс: беспосадочные рейсы запустились только с 29 апреля, поэтому туда 27 апреля пришлось лететь с пересадкой в Москве продолжительностью аж 20 с половиной часов! То есть, вылетаешь в 11:30 из Питера, а в 9:30 следующего дня из Москвы. Кажется дичью, но я специально на это пошёл по одной простой причине: очевидно, что в текущей ситуации количество рейсов у всех авиакомпаний будет сокращаться, удобных стыковок будет всё меньше, поэтому нужно подготовиться к новой реальности заранее и всё разведать.

Первым делом в Nordwind нужно сделать себе преситинг – предварительный выбор места, без которого не будет работать онлайн-регистрация. Поскольку я с багажом, она не очень нужна, но всё-таки хочется не сидеть между пассажирами. Большинство мест для предварительного выбора – платные, но бесплатно можно сесть у прохода в хвостовой части салона. А когда летишь самолётом в лоукостерной компоновке, сидеть лучше всего именно у прохода, чтобы можно было повернуть ноги в проход.

На стойке регистрации в аэропорту Пулково никаких очередей, что радует. Багаж принимают сразу со сквозной регистрацией до Махачкалы, причём на бирке печатаются не IATA-коды, а внутренние российские: ПЛК, ШРМ и МХЛ. Код авиакомпании тоже КЛ – это всё потому, что используется российская система «Сирена». А вот посадочный талон только один, до Москвы – сразу оба дать не могут, потому что второй сегмент в аэропорту Пулково не открывается, нужно будет получить посадочный талон в Москве.

Из Питера в Москву-Шереметьево я летел на Airbus A321 с регистрацией RA-73271. Обычная лоукостерная компоновка с тремя туалетами в хвосте, кресла тонкопрофильные, поэтому даже колени, в принципе, умещаются. Спинки откидываются неочевидным образом: не кнопкой в подлокотнике, а рычажком под креслом. Не зная, что он там есть, догадаться трудно, поэтому практически никто спинки не откидывает даже после того, как бортпроводники объявляют об этом после набора высоты по громкой связи. Не слушаешь – сидишь вертикально.

В терминале Шереметьево-B я иду на стойку трансфера, но там предсказуемо обслуживают только пассажиров «Аэрофлота» и «России», потому что из D всех сюда перевели временно и неожиданно. Если летишь «Северным ветром», придётся выйти в общедоступную зону, подняться там к стойкам регистрации, и… обнаружить, что посадочный талон на стойке дадут не ранее, чем за 4 часа до вылета следующего рейса. Чтобы не стоять в очереди во время утреннего разлёта на следующий день, нужно или иметь электронный посадочный талон (в Шереметьево можно ведь пройти без бумажного), либо подойти к представителю авиакомпании и попросить-таки бумажный.

На стойках регистрации до сих пор забрендированные «Аэрофлотом» терминалы саморегистрации багажа.

Тут же стоят подготовленные к отправке в Махачкалу калибраторы: полётная программа запущена только на днях – с 23 апреля вторая частота из Москвы (раньше был только неудобный ночной рейс), с 29 апреля из Санкт-Петербурга, с 1 мая из Казани, а с 30 апреля летает Pegas Fly из Нижнего Новгорода (по большому счёту, это всё одна авиакомпания, просто с двумя сертификатами эксплуатанта).

Калибраторы для отправки в Махачкалу и Бохтар

Кстати, о калибраторах: по умолчанию размер ручной клади у Nordwind ещё меньше, чем у «Победы»: 40х30х20 см. Все мои рюкзаки в эти габариты, в принципе влезают, но, как оказалось, есть очень удобная опция под названием «увеличение габаритов до нормального Cabin Size 55х40х20 см». Обнаружена мной на сайте в разделе «Управление бронированием» за 800 рублей туда и 1500 обратно – ценообразование тут динамическое, минимальная цена составляет 600 рублей, так что если вы летите с таким чемоданом, то можете и не брать тариф с багажом. Есть ещё опция «багаж до 203 см, но весом до 10 кг» к безбагажному тарифу, но мои большие чемоданы в любом случае тянут килограмм на 15, тем более что я набрал с собой кучу одежды, включая даже гидрокостюм для сапа (почему не брал сам сап, расскажу во второй части).

Платное питание Nordwind: ожидание…

Ещё за 369 рублей можно было взять горячую лепёшку с ветчиной и сыром (почему-то называется сэндвичем) в комплекте с чаем и растворимым кофе. По умолчанию на борту дают только негазированную воду, а на четырёхчасовом рейсе лучше съесть что-то, чем ничего не съесть, особенно с учётом того, что вставать гораздо раньше в Москве, чтобы сходить в бизнес-зал, мне не хотелось, а вероятность поесть в махачкалинском бизнес-зале была сомнительной. Лепёшка вполне вкусная и сытная. Не шаверма, конечно, но добротно. На рейсе из Москвы, кстати, был «магазин на борту», но там ассортимент в основном из пива-чипсов-шоколадок, а к лету пора сбрасывать накопленный за зиму жир 😉

Платное питание Nordwind: реальность

Ветчины внутри много 😉

Магазин на борту. Каталогов нет, нужно спрашивать.

Но это я уже забежал вперёд, а пока же я в Москве и где-то нужно ночевать. С отелями в районе южного терминального комплекса всё понятно, их там предостаточно, но я решил поэкспериментировать с ночёвками в районе терминалов B и C, чтобы не делать круг почёта вокруг всего аэродрома и не завязываться на межтерминальный переход – тут у меня включилась фобия на тему того, что его должны закрыть со дня на день: терминалы D, E и F не работают, а «Аэроэкспресс» вот-вот начнёт ходить в СТК.

Борт RA-73271: это Airbus A321-231. «231» означает версию с двигателями IAE, они визуально отличаются от CFM.

В итоге я нашёл на «Островке» некий отель Gold Shark в промзоне рядом с аэропортом за 3 тысячи рублей в сутки за номер с завтраком и трансфером. Причём трансфером я воспользовался только в обратную сторону, туда же дошёл пешком за 20 минут – опять же, ради эксперимента на случай какого-то форс-мажора с этим самым трансфером – например, Лобненское шоссе может иной раз встать намертво. Итог эксперимента: лучше езжайте на трансфере. С багажом – вообще без вариантов, потому что путь к отелю пролегает вдоль дороги без тротуаров, переходов, с множеством пыльных колдобин на обочине, мимо всяких заброшенных домов и т.п. Но зато по дороге был продовольственный магазин у бывшего железнодорожного переезда, где я купил воды и съел шаурму. Отвратительная шаурма, не советую.

Глухая шереметьевская промзона

Однако не стоит рассчитывать на ресторан отеля. Он там есть, но не работает, так что еду нужно или заказывать с доставкой, или… пройти буквально пять минут какими-то огородами мимо сохнущего белья и обнаружить место с весьма приличным для такой локации лагманом и пловом. Больше в округе нет вообще ничего! То есть, в гостинице я всё остальное время просидел безвылазно, но в принципе номер уютный, матрас нормальный, напор воды в душе – моё почтение. И тихо! Хотя рядом аэропорт, но самолёты не слышно.

Номер как номер. Есть стол и холодильник. Окна открываются, это важно.

На завтрак, конечно, никакого «шведского стола» – с вечера выбираешь себе по одному блюду из меню и время. Приходишь к назначенному времени и получаешь свою яичницу с сосисками, рисовую кашу и американо. В целом я остался доволен: конечно, это не самый лучший отель в моей жизни и не самый лучший завтрак, но за такие деньги в пешей доступности от терминала – это прекрасно. При вылете по расписанию в 9:30 встать в 7:30 и нигде особо не торопиться – что может быть лучше?

В забегаловке рядом с отелем вот это всё стоит менее 400 рублей.

Из Москвы в Махачкалу попался Boeing 737-800 RA-73318, ранее летавший в турецком Pegasus – даже  надписи на турецком сохранились. Спинки кресел здесь не откидываются, что при лоукостерной компоновке 189Y скорее хорошо – как говорится, «никто не будет спать на ваших коленях». Кресла оснащены карманами в верхней части спинки, так что ничего зашивать не надо. Ноутбуки туда не помещаются, а вот планшеты, смартфоны и электронные книги – вполне. Не надо ничего держать в руках. Не сильно афишируя, можно пересесть на свободные места, кроме первого ряда и двух рядов у аварийных выходов – бортпроводники гоняют оттуда всех хитрых, решивших сэкономить тысячу рублей.

Бортпроводники охотно фотографируются

КВС Виктория провожает пассажиров

По прилёте в Махачкалу попадаешь в зал выдачи багажа – это отдельный крошечный сарайчик между внутренним и международным терминалами. Всю дичь, которую я видел в Дагестане, я опишу во второй части, а пока же перескочу к вылету в Санкт-Петербург.

Это вся зона прилётов в Махачкале

Итак, терминал внутренних линий – типовое советское здание аэропорта. Как старый терминал Калининграда, Анапы, действующий в Сыктывкаре и т.п.; его можно узнать по смещённому чуть влево от центра фасада центральному входу и двум узким лестницам наверх по краям зала регистрации.

Как на самом деле устроен металлодетектор в аэропорту

В терминале сделан ремонт а-ля «нулевые годы», воткнуты маленькие магазинчики и кафе, а сотрудники входного контроля отправляют тебя сразу на упаковку багажа за 400 рублей – и многие «ведутся», думая, что это обязательный процесс! А на стойках регистрации есть отдельное «скай приорити» для братьев, сватьев, друзей и знакомых агента, которые подходят в обход очереди.

В общедоступной зоне на втором этаже есть кафе под названием «Облака», где я вполне сытно пообедал на 840 рублей (примерно в два раза дороже, чем обед в подобной столовке где-нибудь в центре Питера). Но главное – под каждым столом вдоль стены есть две розетки и диваны довольно удобные, так что можно посидеть не хуже, чем в бизнес-зале. В чистой зоне есть только металлические лавки и небольшое кафе с выпечкой.

Обед в аэропорту Махачкалы

Телетрапов, конечно, нет. Садишься в автобус, он проезжает по перрону метров десять и тебя выпускают. Пешком идти не положено! Между Питером и Махачкалой уже третий день летает другой 737-800 RA-73316, тоже из-под Pegasus. На этих рейсах пока нет торговли. Маски надевать не требуют.

Зона вылетов в аэропорту Махачкалы

В целом летать Nordwind мне в последнее время нравится. Авиакомпания позиционирует себя не как лоукостер (Low cost carrier), а как перевозчик с низкими тарифами (Low fare carrier). Как, в общем-то, практически все авиакомпании в стране, кроме «Аэрофлота» и «Победы». Нельзя сказать, что сама услуга авиаперевозки как-то принципиально отличается от условных Utair или Smartavia, но тарифы действительно низкие и стоимость допуслуг тоже приемлемая: проще заплатить, чем спорить потом на стойке регистрации.

Дома!

Ну, а про сам Дагестан – во второй части. Не переключайтесь.

6 причин не ехать отдыхать в Дагестан

 

 

Илья Шатилин

 

Подписаться
Уведомить о
guest

5 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Леонид
Леонид
2 лет назад

За последние 2 года Северный ветер отменял все мои рейсы из Спб в Москву Хабаровск и Владивосток. Столько возвратов я ещё ни с одной авиакомпанией не делал.

Буй
2 лет назад

«Всю дичь, которую я видел в Дагестане, я опишу во второй части, а пока же перескочу к вылету в Санкт-Петербург» — ну и стоило-ли лететь за этим 26 часов в один конец??

ДжФ
ДжФ
2 лет назад

В Омске такой же аэропорт.