Как российские авиакомпании обошли санкции

Авиакомпании Utair и AZUR Air стали первыми российскими перевозчиками, продолжившими полёты без нарушения международного права. В частности, Utair перевела 50 самолётов в российский реестр: это 12 ATR-72-500, 3 Boeing 767-200ER и 35 Boeing 737 различных модификаций, в основном 737-400 и 737-500, а также несколько 737-800. Ещё 9 B738 с бермудской регистрацией принадлежат иностранным лизингодателям: Avolon, BBAM, Carlyle и DAE. Они выведены из эксплуатации в связи с расторжением лизинговых контрактов из-за санкций и/или приостановки действия бермудских СЛГ. Много подробностей и ликбеза:

Фото: Максим Штурм, журнал «Крылья Родины»

«Имеющегося парка из 50 лайнеров в российской регистрации достаточно для бесперебойного авиационного обслуживания наших пассажиров и заказчиков» — пояснил президент «Utair — Пассажирские авиалинии» Олег Семенов.
Utair и раньше щепетильно относилась к международному праву, например, не летала в Крым после 2014 года. Это, в частности, позволяло авиакомпании получать прибыльные контракты в рамках миссий ООН, нынешние санкции этому тоже не мешают. Флот хоть и немолодой, зато может летать и по России, и за границу без риска ареста.
Интересно, что перевод в российский реестр авиакомпания начала ещё в 2021 году, то есть, неуязвимость стала побочным эффектом. До лета 2022 года планировалось перевести в отечественный реестр большую часть парка, находящуюся в собственности авиакомпании — 18 Boeing 737-500 и 6 Boeing 737-400. Сейчас процесс лишь ускорили и перевели самолёты, находящиеся в финансовом, а не операционном лизинге.


«На сегодня российская система поддержания летной годности скоординирована с международными правилами, открыты новые центры сертификации авиационной техники. Это способствует переводу воздушных судов в российский реестр», — заявлял в декабре 2021 года президент «Utair — Пассажирские авиалинии» Олег Семенов.
Этот ход был скорее политическим. Дело в том, что в мае 2021 года Росавиация разослала крупным авиакомпаниям письмо о подготовке нормативно-правового акта, запрещающего регистрировать самолеты в реестрах иностранных государств. Предполагалась регистрация судового имущества отечественных авиакомпаний исключительно в России. Под запрет должны были попадать воздушные суда, ввезенные после 31 декабря 2022 года.
AZUR Air (напомним, основанная изначально как чартерная «дочка» Utair) и вовсе начала в угоду Росавиации переводить самолёты в российский реестр аж в 2018 году — это, видимо, было одним из негласных условий снятия ограничений сертификата эксплуатанта, наложенных в то вреся авиавластями. Но тогда демонстративно перевели один борт RA-73030 и надолго забыли об этой практике. Хотя как раз незадолго до этого, в конце 2017 года, была решена юридическая проблема: регламентирован порядок дерегистрации и вывоза самолётов, зарегистрированных в России (ранее лизингодатели не имели инструментов для возврата своих бортов в случае, например, банкротства авиакомпании).


«На наш взгляд, сегодня в России уже созданы условия, позволяющие безболезненно начинать перевод воздушных судов иностранного производства под российскую юрисдикцию. Система поддержания летной годности в Российской Федерации гармонизирована с международными стандартами, в стране созданы и аккредитованы сертификационные центры для подтверждения работ в авиакомпаниях по поддержанию летной годности, соответствующую сертификацию прошли большое число отечественных и иностранных компаний, занимающихся техобслуживанием и ремонтом воздушных судов», — отмечал тогда Юрий Стогний, генеральный директор авиакомпании AZUR air.
У AZUR Air уже есть 4 самолёта в российском реестре, они выполняют международные рейсы, в том числе вывозные. Другие машины не летают, часть их тоже переводится в российский реестр.
Все остальные российские авиакомпании, кроме Royal Flight и «Атрана» продолжают по-партизански летать без действующих СЛГ. Однако сегодня президент РФ Владимир Путин подписал закон, позволяющий переводить самолёты лизингодателей из недружественных государств в российский реестр с выдачей СЛГ без их согласия и рассчитываться за них на условиях российского правительства (то есть, не возвращать до окончания срока договора, летать на внутренних линиях и платить в рублях).
Понятно, что в перспективе такое узаконенное «пиратство» приведёт к невозможности для российских авиакомпаний вообще брать что-то в лизинг за рубежом, но в постковидном мире, в котором за самолётами никто в очереди не стоит, а России с её размерами нельзя терять авиасообщение, подобный «статус кво» многих устроит, к тому же, никто не мешает брать самолёты в лизинг в дружественных странах.

Views:
3.7 9 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Comment
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Пилот
Пилот
3 месяцев назад

А навигационные базы данных для FMS и GPWS где будут брать?
https://skalolaskovy.ru/stories/575-sanctions-for-russian-aviation