Как «Суперджет» едва не вылетел на «встречку»

Редкий авиационный инцидент произошёл с «Суперджетом» авиакомпании «Азимут» в небе над Тихорецком несколько недель назад. Об этом говорится в бюллетене Росавиции. Борт RA-89120 летел 21 октября из Сочи в Брянск на эшелоне FL340 (34000 футов, 10350 метров), когда экипаж увидел на дисплее сообщения о потере сигнала спутниковых навигационных систем (это частое явление в том районе) . Командир стал пытаться удалить эти сообщения, однако по ошибке нажал не кнопку сброса ошибок (аварийного отключения сообщений), а на кнопку аварийного выпуска шасси. Что было дальше: Самолёт при этом летел с приборной скоростью 270 узлов, что выше максимальной скорости для выпуска шасси, равной 255 узлам. В обычной ситуации шасси на такой скорости и не выпустятся, но по аварийной кнопке они вышли. При выпуске шасси ухудшается аэродинамическое качество самолёта. Грубо говоря, для продолжения горизонтального полёта с той же скоростью требуется увеличение тяги и перекладка стабилизатора.


Включённый автопилот начал выполнять эти действия, однако из-за нештатной конфигурации при этом произошёл самопроизвольный набор высоты, в результате чего «Суперджет» начал приближаться к эшелону FL350 (35000 футов, 10650 метров), набрав 350 футов высоты (в некоторых источниках ошибочно указано, что он набрал именно эшелон FL350 из-за невнимательного чтения журналистами бюллетеней и одинаковых цифр).

Проблема в том, что «чётные» эшелоны (FL300, 320, 340, 360, 380 и т.п.) используются при полётах с востока на запад и с юга на север, а «нечётные» (FL310, 330, 350, 370, 390 и т.п.) – для маршрутов с запада на восток и с севера на юг. Соответственно, наш «Суперджет» едва не оказался на «встречной полосе», где в тот момент летел Boeing 737-800 авиакомпании AZUR Air из Казани в Даламан.

Вертикальное эшелонирование

Экипаж «Суперджета» вовремя среагировал, снизился с большой вертикальной скоростью (более 4000 футов в минуту при обычной порядка 2000) и затем совершил аварийную посадку в Ростове-на-Дону, откуда пассажиров в Брянск доставил другой борт (RA-89080). RA-89120 после осмотра возобновил полёты на следующий день; шасси не были повреждены несмотря на выпуск на скорости выше допустимой.

Если бы экипаж не прекратил начавшийся набор высоты, произошло бы опасное сближение двух самолетов

«Росавиация» обращает внимание на расположение органов управления в кабине «Суперджета» (кнопки сброса ошибок и аварийного выпуска шасси выглядят похоже и расположены рядом).

Ранее подобные ошибки экипажей уже приводили к уборке шасси перед посадкой, отключению двигателей и уборки закрылков после взлёта вместо уборки шасси.

Описание расположения кнопок в бюллетене Росавиации

Правая верхняя кнопка — выпуск шасси, левая нижняя — удаление сообщений.

Найди обе кнопки в кабине «Суперджета» (фото кликабельно).

Источник в корпорации «Иркут» подчеркнул, что в самолётах, находящихся в коммерческой эксплуатации, кнопки имеют разный цвет: EMER EXTN (аварийный выпуск шасси) красного цвета, ALERT CANCEL (аварийное отключение сообщений об ошибках) чёрного цвета: «Кнопки расположены на расстоянии 150 мм и закрыты защитными колпачками. Этого достаточно, чтобы исключить случайное нажатие одним пальцем. Кнопки также отличаются по стилистике надписей: EMER EXTN выполнена в две строки, ALERT CANCEL – в одну. На всех самолетах, находящихся в коммерческой эксплуатации, цвет защитных колпачков кнопок EMER EXTN и ALERT CANCEL различен. Кнопка EMER EXTN имеет колпачок красного цвета, кнопка ALERT CANCEL – черного. Цвет установлен конструкторской документацией, в соответствии с которой выпускаются серийные самолеты «Суперджет 100». Только у первых опытных машин «Суперджет», принадлежащих филиалу «Региональные самолеты», действительно, обе кнопки имели защитные колпачки красного цвета. Эти самолеты демонстрировались на авиасалонах, фотографии кабин были растираживаны в СМИ».

В большинстве самолётов нижняя кнопка не красная, а чёрная.

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Comment
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Асд
Асд
3 лет назад

При чем тут суперджет, если у водил в голове гуано и ручки из жопы?
Сколько таких водятлов вылетает на встречу отвлекаясь от дороги переключая магнитолу? Цой например.