Почему самолеты не летают над южным полюсом

Полеты над северным полюсом – вполне обыденная вещь на рейсах между Америкой и Азией, именно там проходит кратчайший маршрут для большого количества направлений. А вот над южным полюсом самолеты не летают и тому есть сразу несколько причин:

Во-первых, до недавнего времени из-за норм ETOPS двухдвигательные самолеты не могли отдаляться далее чем на 2 или 3 часа полета до ближайшего запасного аэродрома (ETOPS-120 и ETOPS-180 соответственно). В Антарктиде запасных аэродромов нет, нет служб управления воздушным движением и вообще какой-либо инфраструктуры. Планируется построить одну ВПП с твердым покрытием длиной 2,7 км возле одной из исследовательских станций, однако площадь Антарктиды составляет 14,2 млн. квадратных километров – это почти как вся территория России. Представьте, что во всей России есть всего один запасной аэродром.

Ледяная ВПП в Антарктиде (YWKS)

Альтернативы же вроде кукурузных полей в Антарктиде нет: да, есть белый пушистый снег и гладкий в теории лед. Только температура достигает -80 градусов (рекорд -98,6), а вокруг ледяная пустыня, поэтому даже при успешной аварийной посадке проживете вы недолго. А успешно сесть, кстати, довольно сложно из-за характерного для Антарктиды атмосферного явления: снежной мглы, при которой и земля, и небо – одинаково белого цвета и визуальной границы между ними нет. Она, кстати, уже стала причиной катастрофы экскурсионного рейса в 1979 году, когда Douglas DC-10 просто влетел в действующий вулкан Эребус (высота 3794 метра). Также при столь низких температурах становится актуальной проблема замерзания топлива в баках (даже лучший в мире российский керосин ТС-1 замерзает при -60, а «их» обычный Jet A-1 и вовсе при -47).

Снежная мгла – это примерно так

Однако сейчас есть и ETOPS-330, -350 и так далее, да и четырехдвигательные самолеты никто не отменял. Но они все равно не летают над Антарктидой. Вторая причина заключается в том, что наиболее южные части материков в южном полушарии находятся гораздо дальше от полюса, чем наиболее северные в северном. Населения там немного, самые крупные города расположены ближе к экватору, поэтому большинство пассажирских рейсов в южном полушарии – это маршруты с севера на юг и с юга на север. То есть, там просто нет пар городов, кратчайший маршрут между которыми проходил бы через южный полюс.

Ближе всего к Антарктиде пролетает регулярный рейс Qantas 63/64 между Йоханнесбургом (ЮАР) и Сиднеем (Австралия). Его можно смело называть самым южным пассажирским рейсом в мире. Ранее также существовали рейсы типа Сантьяго-Сидней, которые также пролетали очень близко к Антарктиде, однако сейчас их смыло ковидом.

Тем не менее, в 2018 году планировалось запустить регулярные рейсы из Буэнос-Айреса (Аргентина) в Сингапур с дозаправкой в Перте (Австралия). 15-часовой сегмент между Аргентиной и Австралией пролетал бы не над Южным Полюсом, но над Антарктидой очень близко к нему. Однако пока таких рейсов нет, а флот Norwegian Air Argentina, которая собиралась их выполнять, так и не пополнился дальнемагистральными самолетами.

Илья Шатилин

Views:

Post navigation

5 3 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest
6 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сергей
Сергей
10 дней назад

0.85M и компрессионный рост температуры не даст топливу замерзать

форма земли
форма земли
6 дней назад

все очень просто, потому что земля не является шаром, а Norwegian Air Argentina теперь банкрот, совпадение?

V D
V D
3 дней назад
Ответить на  Frequentflyers

Мне вот, кстати, интересно: у плоской Земли южный полюс – это окружность?))

V D
V D
3 дней назад
Ответить на  Frequentflyers

А у плоскоземельщиков Южного полушария в центре южный полюс, а северный полюс – край земли? У них с визави из северного полушария холивары, наверное, по этому принципиальному вопросу 😀 😀 😀