Торт в небе за 30 тысяч рублей: как «Победа» поддержала футболиста Дзюбу

11 ноября 2020 года в небе над Нефтекамском произошло неожиданное событие: самолет авиакомпании «Победа», летевший рейсом 407 из Москвы в Екатеринбург, неожиданно изменил траекторию и, совершив несколько маневров, «нарисовал» в небе то, что обычно пишут на заборах от Калининграда до Владивостока. Предмет имел длину порядка 80 км и все соответствующие ему атрибуты. Задачей было «наследить» в сервисах отслеживания полетов типа Flightradar24, где сохраняется траектория полетов. Такое «рисование» практикуется пилотами достаточно давно, и началось оно, кстати, с американского пилота легкомоторного самолета, который несколько лет назад изобразил в небе подобный «торт». Boeing к своему столетию рисовал силуэт самолета, а в этом году Aviasales писали траекторией «А где все?» и «Отпуск будет». Однако «Победа» стала первой, кто нарисовал «торт» в небе на регулярном рейсе с пассажирами! Как такое вообще возможно, ведь он летит по утвержденному плану и командам диспетчеров? Рассказываем:

Маленькие легкомоторные самолеты, летающие на низких высотах, действительно могут рисовать в небе что угодно, они не привязаны к каким-то траекториям. А вот большие пассажирские летают исключительно по воздушным трассам и по согласованным планам полета от одной путевой точки до другой и так далее. Однако при приближении к аэродрому назначения самолет может выполнить «орбиту» – то есть, круговую петлю с возвратом к той же точке; чаще всего это используется, когда борт прилетел раньше расписания, при большой загрузке аэродрома или если посадка по каким-то другим причинам еще не разрешается (например, происходит чистка полосы от снега зимой). Для более длительного ожидания существуют «зоны ожидания» – специально выделенные участки воздушного пространства, в которых самолет движется по суперэллиптической траектории (выглядит как прямоугольник с закругленными краями). Однако и орбиты, и зоны ожидания – это инициатива диспетчера, пилоты по собственному желанию такие маневры выполнять не будут – хотя бы потому, что это потребует дополнительного расхода топлива и приведет к более позднему прибытию самолета: а «торт» рисовали в небе добрых 20 минут! Номинальный часовой расход топлива у Boeing 737-800 составляет 2480 кг, то есть, дополнительно потрачено 827 кг керосина.

Однако в данном случае экипаж запросил выполнение виражей с выходом на линию заданного пути и зону ожидания «из-за необходимости проверки радионавигационных средств, в том числе инерциальной системы», а после окончания проверки проследовал на аэродром назначения. То есть, никаких нарушений. Разве что приземлился борт в Екатеринбурге на 21 минуту позже расписания, а обратный рейс в Москву – на 15 минут позже.

«Мы не знаем, что именно могло померещиться в траектории полета нашего самолета, но, возможно, что капитаны Победы так выразили поддержку капитану сборной Артему Дзюбе и показали свое отношение к его травле», – прокомментировал представитель авиакомпании.

«У Победы свое видение того, каким должно быть мирное небо над головой», – отметил PR-директор Aviasales Янис Дзенис.

Стоимость тонны керосина в аэропорту Внуково составляет 36950 рублей. Таким образом, «хайп» (а скриншоты из флайтрадара разлетелись по соцсетям со скоростью света и собрали большое количество просмотров и даже попали на телевидение) обошелся лоукостеру чуть дороже 30 тысяч.


Инерциальная система (IRS) работает следующим образом: перед вылетом в нее вводятся текущие координаты. Далее система использует многочисленные электронные датчики (вроде акселерометров и гироскопов в вашем смартфоне, только более точных и сложных) и отслеживает положение самолета в пространстве: данные о тангаже, крене, курсе, вертикальной скорости, которые отображаются на дисплеях в кабине пилотов, берутся именно из нее. Во время полета сравниваются координаты, которые рассчитывает IRS, с фактическими координатами (получаемыми, например, по GPS). Если расчетные координаты очень далеко “убегут” от реальных (еще раз повторим, IRS знает только точку старта и дальше все считает по датчикам, которые могут вносить погрешность: сама она может определить лишь широту и направление на север), то требуется так называемое “согласование IRS” (IRS ALIGN). Однако каких-либо маневров для этого совершать не требуется.

Илья Шатилин

Views:

Post navigation

5 1 голос
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest
2 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Павел
Павел
16 дней назад

У меня друг Дима интересуется – А почему “торт”, а не “хуй”?