Сексизм в самолете: почему среди бортпроводников так мало мужчин

Большинство путешественников предпочитают, чтобы в полёте их обслуживали женщины: стюардессы нравятся 68%, а стюарды — только 32%. Такие данные по результатам проведенного опроса приводит агентство OneTwoTrip. Впрочем, сами себя ни стюардессы, ни стюарды так никогда не называют: и те, и другие – бортпроводники, поэтому в самой авиационной отрасли никакого гендерного разделения нет назло феминисткам: ни одна женщина не назовет себя бортпроводницей, а только бортпроводником.

Вообще же бортпроводник – традиционно женская профессия, представителей сильного пола в ней лишь около 30%, хотя самыми первыми бортпроводниками были мужчины: они появились в Германии в 1928 году, причем еще на дирижаблях, а первый бортпроводник Генрих Кубис даже выжил при крушении “Гинденбурга”, выпрыгнув из окна. Но уже в 1929 году в американской авиакомпании Boeing Air Transit стали работать бортпроводники-женщины, причем это произошло исключительно из-за объективации и дискриминации:

Тест: угадай стюардессу

Приблизительно до середины прошлого века женщины были значительно ограничены в возможности получить образование: их традиционно готовили к роли матерей семейств или просто домохозяек, а зарабатывать деньги было задачей мужа. Например, в России даже первое высшее учебное заведение для женщин – Смольный институт благородных девиц – обучал девушек не наукам, а светским манерам, бальным танцам, рисованию и игре на фортепиано. Одним из немногих исключений была медицина: и то женщин учили не на врачей (доктора были исключительно мужчинами), а на медсестер.

Эллен Чёрч – первая женщина-бортпроводник

Так вот, американцы и взяли на работу бортпроводниками медсестер. Такое решение позволяло убить трех зайцев сразу: во-первых, в самолетах сильно укачивало, и они имели соответствующие навыки для того, чтобы помочь пассажирам справиться с недомоганием. Во-вторых, пассажирами были преимущественно немолодые состоятельные мужчины, которым в компании молодых красивых девушек лететь становилось приятнее да и вообще не так страшно. Наконец, в-третьих, никакого бодипозитива не было и на работу брали только фитоняшек весом не более 50 кг, чтобы самолет расходовал меньше топлива: тогда они были относительно небольшими и это имело значение. Взрослого же мужчину весом менее 50 кг можно найти разве что среди больных дистрофией.

Униформа 1970-х годов

Медицинские навыки важны до сих пор: по данным все того же опроса OneTwoTrip, 16,9% сталкивались во время полёта с чрезвычайными ситуациями, когда бортпроводники оказывали медицинскую помощь пассажирам.

Также выяснилось, что предполётный инструктаж каждый раз внимательно смотрят только две трети путешественников, или 67%. Остальные не обращают внимания на эту часть работы бортпроводников.

Предполетный инструктаж в “Аэрофлоте”

74% лояльно относятся к не самым удобным просьбам бортового персонала (например, поднять спинку кресла или открыть шторку иллюминатора) или к тому, что всех будят перед посадкой. Однако каждому четвёртому пассажиру это доставляет дискомфорт.

Илья Шатилин

Views:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *