Хакеры в самолетах: чем они опасны?

На этой неделе Счетная палата США опубликовала отчет о безопасности беспроводной связи в самолетах. Желтые издания вроде «Комсомольского комсомольца» уже строчат статьи о том, как страшно жить: особенно не разбираясь в предмете, можно написать, что через публичный хот-спот хакеры могут взломать самолет и, лежа на диване с айпадиком, направить его, например, в альпийский склон. Аэрофобы читают, репостят — ура, скандал обеспечен, посещаемость растет, эффект достигнут: красота!

А теперь давайте посмотрим, о чем на самом деле идет речь в отчете. Отчет представляет собой классический «отчет ради отчета», в котором мало что понимающие в вопросе люди за бюджетные деньги пишут много-много страниц «воды» в стиле Капитана Очевидность. Основной посыл отчета заключается в том, что интернеты в самолетах точно так же уязвимы для хакерских атак, как и любые другие интернеты, поэтому FAA (Федеральному авиационному агентству США, это что-то типа нашей Росавиации) следует озаботиться этим вопросом. И вообще, надо мыть руки перед едой и переходить улицу только на зеленый, иначе опасно!

Опасность «взлома» самолета и вовсе объясняется тем, что развлекательные системы современных самолетов тоже часто работают по IP-протоколу, а значит, они, по идее, тоже уязвимы для хакерских атак, а что, если хакеры доберутся и до авионики?

На самом деле хакеры никак не доберутся до авионики и максимум, что они могут сделать — и то теоретически — это показать всем пассажирам какой-нибудь веселый ролик на немецком языке.

Управлять самолетом через Wi-Fi на борту — это примерно как управлять автобусом через встроенный радиоприемник; жизненно важные системы всегда остаются под контролем пилотов и просто физически никак не связаны с землей. Правда, это только пока: Boeing и Honeywell уже разработали систему удаленного управления самолетом на случай его захвата: в критической ситуации органы управления в кабине полностью отключаются, и далее «рулит» диспетчер. Разумеется, не в режиме реального времени: просто через спутник загружаются параметры для бортового компьютера и далее автопилот ведет самолет, куда задано. Если эту систему удастся взломать — быть беде, но на самом деле на текущем этапе развития технологий ключи шифрования просто не успеют подобрать за время полета.

Проще похулиганить со спуфингом (т.е. передачей ложных пакетов) ADS-B: здесь все сообщения передаются широковещательно и без шифрования, но на управление самолетами это никак не повлияет: система — вспомогательная, и ввести в заблуждение здесь можно разве что пользователей Flightradar24.

В общем, антивирусы для самолетов пока еще не нужны. Летайте спокойно и не читайте до обеда плохих газет.

Илья Шатилин

Views:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *