Аэропорт Будапешта: подробный обзор и советы (обновлено 2018)

Будапешт — город, интересный не только старинной архитектурой, термальными источниками и покатушками на «Икарусах», но и аэропортом. Аэропорт имени Ференца Листа (BUD, LHBP), уже четыре года подряд выигрывающий звание лучшего аэропорта Восточной Европы у Skytrax, был недавно переименован: раньше он назывался Ферихедь по одноименному населенному пункту с одноименной же железнодорожной станцией. Здесь расположен старый терминал 1, который в настоящее время закрыт, а новый терминал 2 находится на значительном расстоянии от него и дальше от города.

Старый терминал 1

IMG_20140923_151045

Добраться до аэропорта не так-то просто. Самый доступный способ — это поездка на городском автобусе 200E до ближайшего метро (ехать порядка получаса), причем это будет конечная станция (Кёбаня-Кишпешт), от которой еще столько же ехать до центра города — в общем, при наличии багажа удовольствие сомнительное, зато самое дешевое, автобусы ходят каждые 6-7 минут. Билеты можно купить прямо в аэропорту. Если вы едете в Будапешт на несколько дней, есть смысл взять проездной на 72 часа за 4000 форинтов (1000 р. по курсу 2018 г). Можно доехать на автобусе до станции Ферихедь (Ferihegy) около 1 терминала и доехать на электричке до вокзала Нюгати, это будет чуть быстрее. Но проще всего сесть на автобус-экспресс 100E и приехать в самый центр за 900 форинтов без остановок. Обычное такси стоит около 8000 форинтов (2000 р.). Существуют также маршрутные такси в классическом понимании этого слова: они собирают пассажиров, которым нужно добраться в тот или иной район города и целенаправленно развозят их по адресам — примерно как трансферы в турецких отелях. Соответственно, тут как повезет: кого-то завезут первым, кого-то последним.

Стоимость поездки до центра составляет от 3200 форинтов (800 рублей) и существенно снижается, если вы путешествуете не один. Маршрутку можно заказать заранее через сайт www.airportshuttle.hu, либо выбрать трансфер через Gettransfer, в этом случае вам не придется стоять в очереди на стойке заказа, а можно будет практически сразу садиться и ехать. Впрочем, особенных очередей на этих стойках обычно и нет.

IMG_20140923_152717

Терминал 2 формально разделен на 2 терминала: 2A и 2B, однако фактически это один аэровокзальный комплекс: внутри они соединены между собой и залы ожидания тоже общие. Разница лишь в том, что 2B – это нешенгенские направления и стойки регистрации лоукостеров, а в 2A — стойки традиционных авиакомпаний и внутришенгенские направления); так что, вылетая, например, “Аэрофлотом”, вы регистрируетесь в 2А, но выход на посадку у вас будет в 2B. При этом зона досмотра общая, можно проходить контроль из любого терминала, и затем она переходит в общий же магазин Duty-Free, из которого вы попадаете в огромный просторный зал с видом на летное поле, магазинами и недорогими ресторанами, детской игровой зоной и даже массажным SPA-салоном. Скамеек в зоне ожидания и возле гейтов предостаточно, а на колоннах возле гейтов вы найдете некоторое количество розеток.

IMG_20140923_161221 IMG_20140923_161342 IMG_20140923_161632 IMG_20140923_161320

Если вы летите лоукостером, то из зала 2B к досмотру и паспортному контролю можно попасть без характерных очередей, купив за 1500 форинтов (чуть менее 400 р.) в автомате билет на приоритетный досмотр. Впрочем, такая сумма в случае с лоукостерами может быть сопоставима со стоимостью самого билета. Поэтому можно сэкономить и после регистрации (или при наличии посадочного талона онлайн-регистрации) пройти в терминал 2A и уже оттуда отправиться на линию досмотра; очередей там нет. Для пассажиров бизнес-класса и членов элитных уровней бонусных программ услуга бесплатна. Если при сканировании посадочного талона в турникет не открывается, покажите его сотруднику аэропорта и он откроет сим-сим вручную.

IMG_20140923_155529

На третьем этаже терминала 2A располагается выход на смотровую террасу, с которой можно понаблюдать за перроном и одной, более длинной, из взлетно-посадочных полос (13L/31R), которая используется чаще всего (вторая сейчас в ремонте). Находясь на террасе, можно увидеть полный цикл обслуживания самолета в аэропорту: от посадки до руления к гейту и выгрузки багажа до заправки, буксировки, запуска, руления и взлета. Процесс этот длится долго, но для заядлых споттеров на террасе имеется даже небольшое, но очень приличное кафе. Вход на террасу платный и стоит 500 форинтов (125 р.). Билеты продаются в автомате прямо у входа.

IMG_20140923_153237 IMG_20140923_153250 IMG_20140923_152729 IMG_20140923_153820

Впрочем, для любителей авиации терраса — не единственное развлечение перед вылетом, поскольку в непосредственной близости от терминала располагается музей самолетов! Большинство экспонатов когда-то летало в ныне обанкротившейся венгерской авиакомпании Malev. В основном это советские самолеты — в частности, здесь есть Ан-2, Ли-2, Ил-14, Ил-18, Ту-134А, Ту-154Б2 и Як-40. При этом на самолеты можно не только посмотреть снаружи, но и забраться внутрь, посидеть в салоне, и, главное, в кабине пилотов, изучить все приборы и подержаться за штурвал.

DSC03247

А это не совсем музей: за кустами на территории аэропорта лежит фюзеляж Боинга 767-200 HA-LHB авиакомпании Malev, его не смогли пристроить и поэтому разобрали на запчасти. Киль стоит в музее.

В терминале 2A имеется 4 телетрапа пьедестального типа, которые оказались настолько надежными, что работают с самого момента постройки терминала в 1984 году. Изначально терминалов было 6, но один пришлось демонтировать во время постройки Skycourt: магазинно-ресторанной зоны между 2A и 2B, а еще один поставили на вечную стоянку и пристроили к портальной части лестницу, ведущую на перрон и из нее – в посадочную галерею для лоукостеров. Галерея представляет собой просто навес над асфальтобетонным покрытием, так что если вы сэкономили на билете, какое-то время вам придется провести в спартанских условиях без туалетов, ресторанов и вот этого всего.

Этому телетрапу почти 35 лет, а он работает

У пьедестального телетрапа нет колес для движения по перрону, такая конструкция проще, дешевле и надежнее.

К одному из телетрапов приколхозили лестницу вниз

Пассажиры лоукостеров в буквальном смысле открыты всем ветрам

Что касается ресторанов, то из приличного в Skycourt остался только псевдоирландский паб, куда просто так не войдешь: нужно ждать администратора, который вас посадит за столик, как в лучших домах ЛондонА и ПарижА. Цены соответствующие: набор из бокала пива и бургера обойдется в 5000 форинтов (1250 р.). Однако там же, на втором уровне, полно всевозможного фастфуда, причем есть не только бургеры-картошка-кола, но и вполне себе здоровая еда и не самый плохой кофе.

Номер гейта объявляют лишь незадолго до посадки, чтобы пассажиры не толпились у гейтов, а ходили по магазинам и кафе.

Не спешите закупаться в основном магазине в Skycourt: это магазин Travel Value. Если вы летите в Россию, то после паспортного контроля в терминале 2B имеется уже настоящий Duty-Free, где многие позиции дешевле, хотя выбор здесь не такой широкий. Однако выпивка, духи и венгерские сувениры присутствуют, впрочем, сувениры даже на туристических улицах Будапешта дешевле раза в полтора-два.

Паб

Фастфуд

Кофе

В 2B у гейта B10 расположен и замечательный бизнес-зал Platinum с большим выбором еды (в т.ч. горячей), и напитков. Напитки, правда, средней руки – например, из виски присутствует только Red Label и бурбон Jim Beam (кстати, есть шампанское в маленьких бутылочках, вы поняли) – но зато из панорамных окон открывается шикарный вид на перрон. Не такой, конечно, как с террасы, но отсюда видно перрон с двух сторон, а в перспективе, когда достроят так называемый пирс Б (Pier B), отсюда можно будет любоваться на дальнемагистральные самолеты.

Вид из бизнес-зала на перрон…

…и на Pier B.

Горячая еда

Бутылочки с холодным шампанским

Трансферного пассажиропотока в Будапеште практически нет. И все это потому, что базовая авиакомпания – Wizz Air – не продает стыковочных билетов. Однако никто не мешает вам купить билеты раздельными бронями и во время пересадки посетить Будапешт. Или не посещать: в январе 2018 года в аэропорту открылся недорогой отель Ibis Suites, где можно переждать ночь между рейсами.

Кстати, Будапешт – лучший аэропорт Восточной Европы.

Илья Шатилин

Views:

3 comments for “Аэропорт Будапешта: подробный обзор и советы (обновлено 2018)

  1. Evgeny Kulagin
    06/10/2014 at 12:51

    доехать на электричко

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *