МС-21 решили укоротить

Первый зампред правительства Денис Мантуров заявил в интервью «Ведомостям» о целесообразности выпустить также укороченную версию самолёта МС-21-310, у которого длина фюзеляжа будет короче на одну секцию. Изначально такой вариант предполагался, с иностранными двигателями он назывался МС-21-200, а с ПД-14, получается, будет именоваться МС-21-210.

Однако позднее версию 300/310 выбрали в качестве основной, потому что «коротыш» для современного мира имеет очень специфические лётно-технические характеристики: это что-то типа A319neo и Boeing 737 MAX 7. Их востребованность очень низка, поскольку на маршрутах средней протяжённости сегодня, как правило, хватает спроса, чтобы загрузить A320/B738 или A321/B739 – аналогом последних по ЛТХ и является «трёхсотка». А на направлениях с меньшим пассажиропотоком куда эффективнее A220, которые берут те же 130-150 пассажиров.

Однако с МС-21-310 возникла проблема: в ходе импортозамещения самолёт получается тяжелее: как из-за российских композитов, так и из-за других систем, которых всего нужно заменить 36 (тут хочется вспомнить бородатый анекдот про советские микросхемы с шестнадцатью ножками и… двумя ручками для переноски, но мы не будем).

В СМИ и блогосфере циркулировало много неподтверждённых цифр и размышлений на эту тему, обсуждать которые нет смысла до публикации финальных ЛТХ самолётов, однако с точки зрения законов физики и элементарной логики всё очень легко объяснить: если самолёт тяжелее, то он расходует больше топлива. При этом увеличение максимального взлётного веса потребует перепроектирования под увеличенную нагрузку шасси, центроплана и т.п., то есть, это ещё несколько лет работы. Если же максимальный взлётный вес не увеличивать, что наиболее реалистично, значит, у самолёта будет или меньшая дальность полёта (берём меньше топлива), или же будет меньше коммерческая загрузка при той же заявленной дальности. И то, и другое значительно снизит эффективность самолёта, а зачем тогда изобретать велосипед, если тяжёлый и прожорливый Ту-214 у нас и так есть?

Кроме того, более тяжёлому самолёту потребуются более мощные двигатели: и во взлётном, и в крейсерском режимах. То есть, ПД-14 уже не подойдут, надо разрабатывать другой вариант, на что уйдут годы.

В итоге проще облегчиться, а укорачивание – самый простой вариант, который с очень большой долей вероятности и станет базовым. Тогда ЛТХ самолёта будут близки к проектным, за исключением пассажировместимости. При этом себестоимость пассажирокилометра вырастет процентов на 20-25, и о превосходстве над Airbus и Boeing можно будет не говорить (хотя изначально планировалось, что МС-21 будет более эффективным). Однако сейчас и задача другая: чтобы было, на чём летать, когда иномарки выработают свой ресурс – внутренний рынок заберёт всё, что смогут произвести. А мировой пожар на горе всем буржуям раздуем как-нибудь в другой раз.

Россия. Московская область. Российские среднемагистральные пассажирские самолеты МС-21-310 и МС-21-300 (слева направо) на репетиции Международного авиационно-космического салона МАКС-2021 в Жуковском. Сергей Карпухин/ТАСС

Илья Шатилин

3 2 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Comment
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Pavel1
Pavel1
1 месяц назад

В который уже раз помещик Манилов перепроектировал свой каменный мост. С каждой новостью 2030-й всё ближе. Или уже 2035-й??