Китай не нужен: как западные авиакомпании пытаются успокоить сами себя

В Financial Times вышла интересная статья о том, как западные авиакомпании сокращают количество рейсов в Китай. Закрытие для них воздушного пространства России, конечно, упоминается, однако говорится и о том, что спрос на такие перевозки падает из-за политических причин.

British Airways с октября приостанавливает рейсы между Лондоном и Пекином, а Virgin Atlantic решила закрыть свой единственный маршрут в Китай — в Шанхай. Австралийскую Qantas вообще никак не касается запрет на использование российского воздушного пространства, но она также прекратила выполнять рейсы по маршруту Сидней-Шанхай, заявив, что её самолеты иногда летали полупустыми.

Это сокращение рейсов сигнализирует о смене настроений ведущих авиакомпаний мира по отношению к Китаю на фоне замедления роста китайской экономики и геополитической напряженности между Пекином и США, а также их союзниками.

До пандемии Китай рассматривался как перспективный рынок для западных авиакомпаний, которые надеялись извлечь выгоду из растущей экономики Китая и увеличения числа туристов с высоким доходом.

Однако количество рейсов резко сократилось во время пандемии, а после открытия границ в 2023 году оказалось, что в прежних объёмах на перевозки спроса нет.

Количество рейсов из Европы и Северной Америки в Китай, в десятках тыс. Красный — китайские а/к, синий — остальные.

Так, в прошлом году British Airways заявила, что маршрут в Пекин был «одним из самых важных» после возобновления рейсов, и в январе этого года авиакомпания начала набирать экипажи со знанием мандаринского языка. BA все еще выполняет рейсы в Шанхай и Гонконг, но в этом году сократила частоту рейсов в бывшую британскую колонию вдвое.

Китайский авиационный рынок восстанавливается после пандемии крайне медленно, и спрос на международные рейсы всё ещё значительно ниже уровня 2019 года.

При этом для многих авиакомпаний наиболее значимым фактором стало закрытие воздушного пространства России. Из-за облёта операционные расходы на 25-30% выше, что ставит западные авиакомпании в невыгодные условия по сравнению с китайскими, которые летают напрямую.

Наглядная разница между теми, кому можно летать над Россией, и кому нельзя.

В итоге, по данным OAG, количество рейсов международных перевозчиков из Европы и Северной Америки в Китай в летний сезон 2024 года снизилось более чем на 60% по сравнению с пиком 2018 года, когда оно достигало более 13 тысяч рейсов.

При этом китайские авиакомпании сократили количество рейсов по таким маршрутам всего на 30% от пика в 2019 году, и теперь в летний сезон выполняют в два с лишним раза больше рейсов, чем их западные конкуренты.

«Если китайский перевозчик летает над Россией, то у него есть нечестное преимущество перед нами», — сказал в прошлом году Бен Смит, генеральный директор Air France-KLM. Впрочем, аппелировать к честности в эпоху санкций – это, право, очень смешно.  Однако китайские авиакомпании, по данным OAG, увеличили количество запланированных рейсов в Европу в летний сезон на 16 процентов по сравнению с 2019 годом. China Eastern в прошлом месяце запустила прямые рейсы из Шанхая в Марсель, а China Southern недавно начала выполнять рейсы из Гуанчжоу в Будапешт. Китайские авиакомпании также получили дополнительные слоты в аэропорту Хитроу в Лондоне в этом году.

Рейсы китайских авиакомпаний в Европу

Дэвид Ю, эксперт авиационной отрасли из NYU Shanghai, сказал, что увеличение количества рейсов в Европу китайскими перевозчиками соответствует усилиям Пекина по привлечению международных туристов, включая предоставление безвизового въезда для граждан ряда европейских стран. «Конечная цель — привлечь больше людей обратно в Китай», — сказал он.

В феврале правительство США согласилось увеличить количество прямых рейсов туда и обратно между США и Китаем с 35 до 50 в неделю. Это составляет менее одной шестой от уровня до пандемии, когда выполнялось 325 рейсов в неделю, но американские авиакомпании пытались использовать лоббистские возможности, чтобы Вашингтон не увеличивал этот лимит, так как они испытывают трудности в конкуренции с китайскими авиакомпаниями.

«Если рост китайского авиационного рынка будет продолжаться без контроля и без учёта равенства доступа на рынок, рейсы будут продолжать переходить к китайским перевозчикам за сёет американских работников и бизнеса», — заявила лоббистская группа Airlines for America госсекретарю США Энтони Блинкену и министру транспорта Питу Буттиджичу в апрельском письме, которое видела Financial Times.

Эксперты, опрошенные FT, также отмечают выраженную сезонность спроса на полёты между США и Китаем, в отличие от трансатлантических маршрутов. Однако один западный авиационный руководитель сказал, что, по его мнению, снижение популярности полетов между Китаем и Западом отражает более широкие геополитические напряженности, которые усилились с 2019 года. «Характер отношений Китая с западным миром изменился», — сказал этот руководитель.

Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии