Ноу-шоу маст гоу он: депутаты хотят запретить «сгорание» авиабилетов

Депутат Госдумы Сергей Леонов и зампред общественного совета при Минтрансе Илья Зотов обратились в Минтранс с предложением запретить авиакомпаниям автоматически аннулировать последующие полётные сегменты при неявке на первый. Как сообщают «Известия» со ссылкой на письма авторов инициативы, это преподносится как забота о пассажирах, которые опаздывают на рейс в одну сторону, и при этом у них «сгорает» и обратный билет.

Подобная практика применяется большинством авиакомпаний мира, в России автоматического аннулирования нет лишь у «Уральских авиалиний» и «Ижавиа». При этом Федеральные авиационные правила разрешают авиакомпаниям аннулировать оставшиеся сегменты при неявке на первый без уведомления пассажира, это указано в пункте 27 ФАП-82.

В этом же пункте говорится и о том, что аннуляция допустима лишь в том случае, если пассажир не сообщил авиакомпании о своём желании воспользоваться оставшимися сегментами – например, после опоздания на рейс «туда» купить билет в одну сторону другой авиакомпании, а обратно вернуться тем же рейсом, на который билет был куплен изначально.

И российские авиакомпании в соответствии с ФАП по запросу пассажира оставшиеся сегменты сохраняют. Но по запросу! И большинство из них разрешают это делать только до конца регистрации на рейс. То есть, сегменты можно «спасти», если вы заблаговременно понимаете, что не полетите. А вот когда гейт закрылся у вас перед носом, потому что вы недостаточно быстро бежали по зданию аэровокзала, то в большинстве случаев сгорит всё – с недавних пор даже на тарифах «Максимум» у «Аэрофлота».

Откуда взялась эта привязка ко времени окончания регистрации? Ведь в пункте 27 ничего не говорится о том, когда именно пассажир должен попросить авиакомпанию сохранить сегменты. Дело в том, что при таком сохранении меняется маршрут перевозки и билеты перевыпускаются заново, а по правилам применения большинства тарифов внесение изменений в оформленную перевозку возможно как раз только до окончания регистрации. Более того, это ещё и не бесплатно – в большинстве случаев потребуется и заплатить за переоформление билета, и даже доплатить до действующего на данный момент тарифа.

Возникает резонный вопрос: а зачем вообще аннулировать все последующие сегменты при неявке? Это связано с особенностями ценообразования в авиаперевозках. Билет туда-обратно часто стоит дешевле двух билетов в одну сторону. Более того, он иногда может стоить даже дешевле одного билета в одну сторону по тому же направлению. Кроме того, билет со стыковкой может стоить дешевле одного из сегментов – на этом даже построен способ экономии на авиабилетах, называемый скиплеггингом (он же Hidden city ticketing). При этом ещё относительно недавно все авиабилеты были возвратными и можно было вернуть деньги за неиспользованные сегменты (а сейчас некоторые авиакомпании до сих пор возвращают за них не тариф, но сборы). Автоматическая аннуляция при неявке позволяла не допускать массового злоупотребления этими особенностями.

Если же запретить авиакомпаниям автоматически аннулировать последующие сегменты, то брони будут «висеть» и перевозчики не смогут повторно продавать кресла, на которых точно никто не полетит (ведь не всем же нужно эти сегменты сохранять). А это приведёт или к росту цен на билеты, или овербукингу и другим неприятным для пассажира способам увеличения выручки.

Илья Шатилин

 

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Comment
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
LHR27R
LHR27R
8 месяцев назад

Если пассажир медленно пил коньяк в баре бежал по зданию аэровокзала, то он в любом случае не получит своих денег. Ни за перелет «туда», ни за перелет «обратно», поэтому никаких убытков от кресел, на которых точно никто не полетит, авиакомпания не несет, даже наоборот — экономит пару литров керосина.

А значит все разговоры про «не смогут повторно продавать кресла» и «к росту цен на билеты, или овербукингу и другим неприятным для пассажира способам увеличения выручки» — не более, чем пи… лукавство, причем лукавство лицемерное и циничное.

С хитрозлоупотребляющими тоже нестыковка — понятно, что один билет «туда-обратно» дешевле, чем два отдельных билета, но если за «проопазданный» билет «туда» никто деньги не возвращает, то как хитрец тут может сэкономить?
Это ж тогда билет «туда-обратно» должен быть дешевле не двух отдельных, а одного билета «обратно», такое разве бывает?
Да и никто не мешает в таком маловероятном случае требовать доплаты разницы в стоимости для сохранения обратного билета.