Почему заглючил Flightradar24

Вот уже второй день подряд сервис отслеживания самолётов Flightradar24 сходит с ума. То на карте появляются самолёты, которых там никогда не было, то множество летящих бортов одновременно подают сигнал бедствия, передавая код ответчика 7700. Журналисты и блогеры, не знающие слов «фактчекинг» и «логика» (ну не бывает таких совпадений, чтобы множество самолётов одновременно сломались) наспех стряпают сенсации, придумывая несуществующие «источники в авиационных службах», которые якобы поделились с ними новостью.

Что же случилось? А случился вовсе не «глюк», а целенаправленная атака, использующая сам принцип работы Flightradar24. Напомним, большинство самолётов оборудованы транспондерами АЗН-В (ADS-B), которые передают в радиоэфире информацию о текущем местоположении борта, высоте, скорости и другие данные, включая код ответчика (сквок): четырёхзначное число, которое в обычных условиях вам ничего не скажет, но если это 7700 — значит, есть серьёзная проблема, 7600 — потеря радиосвязи, 7500 — захват самолёта (есть даже одноимённый фильм «7500»).

Данные АЗН-В предназначены для помощи службам управления воздушным движением (диспетчерам), благодаря им те получают больше информации, чем при использовании радаров.

Приложения для продвинутых авиапассажиров: Flightradar24

 

Но есть нюанс. Эти данные никак не зашифрованы и передаются в открытом эфире. Поэтому любой человек, имеющий радиоприёмник и нехитрый софт для декодирования сообщений может отслеживать перемещения самолётов. А если компьютер с софтом и радиоприёмником подключить к интернету и транслировать данные в сеть, то… получится этот ваш «Флайтрадар», где данные от множества энтузиастов с компьютерами и приёмниками собираются воедино. Кстати, именно поэтому над малонаселёнными районами типа тундры и тайги самолёты «пропадают».

А раз данные общедоступны и не шифруются, то любой хакер при помощи несложного софта и радиопередатчика может транслировать что угодно. Например, посадить «Сессну» на Красной площади. Или отправить Ил-96 кружить над Пентагоном. Или нарисовать хоровод из пятидесяти А380 над Ладожским озером. Или, как сейчас, «сквокать» 7700. Поскольку в протоколе обмена данными АЗН-В нет проверки легитимности их источника, сервисы типа Flightradar24 будут исправно отображать любые фантазии радиохулиганов. Теоретически их несложно поймать, если спуфинг будет продолжительным. Однако административный штраф в размере 1500-3000 рублей (ст. КоАП 13.3) вряд ли можно назвать серьёзным наказанием для любителей позабавиться; впрочем, возможна и конфискация передатчика, а это уже опаснее.

В России хотят создать спутниковый Flightradar

Все красные самолёты якобы терпят бедствие

Илья Шатилин

4.5 4 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии