Коллапса в авиаотрасли не случилось, но есть один нюанс

В России успешно импортозаместили иностранное программное обеспечение для авиационной отрасли. Однако радоваться рано: речь идёт лишь о реализации основной функциональности в большинстве ниш – то есть, чтобы инфраструктура в целом поддерживалась в работоспособном состоянии. При этом достаточно незакрытых ниш, а стоимость разработки новых решений и усовершенствования существующих будет высокой из-за дефицита IT-специалистов.

Импортозамещение в области авиационного программного обеспечения приносит России экономическую выгоду: в стране локализуется как минимум 15-20 млрд рублей в год. Такую оценку привел Александр Сизинцев, генеральный директор ORS, в ходе отраслевого мероприятия Digital Aviation & Travel Forum 2023. Если детализировать эти суммы, то 5-8 млрд. рублей в год приходятся на дистрибуцию, 2-3 млрд – на хостинг и 9-11 млрд на использование продуктов.

В частности, все российские авиакомпании в прошлом году перешли на российские PSS Leonardo и ORS вместо решений Amadeus, Sabre и Navitaire. Однако если взять системы учёта доходов, то помимо российских SOFI, AVYO и SIGMA перевозчики используют иностранные решения SIRAX (Lufthansa) и др. Также нет полного импортозамещения по части систем управления полётами (OCC) – решения от Lufthansa Systems и Aims ушли с рынка, есть несколько российских (OpenSky, Meridian и «Авиабит»), но софт от некоторых иностранных поставщиков всё равно используется. Похожая ситуация и с системами планирования расписания, здесь на долю иностранных поставщиков приходится 16% всех внедрений.

Что касается программ лояльности, то заместили Kamarch (использовалась в Utair) и Amadeus (S7), однако решения Siebel и других иностранных вендоров по-прежнему в ходу. Зато практически полностью отказались от иностранных систем управления доходами (RMS): тех самых, которые отвечают за динамическое ценообразование. Именно они решают, по какой цене в конкретный момент доступен тот или иной билет. Иностранные системы PROS, AirRM, Kambr и Rembrandt заменили на решения «Сирены Тревел», а S7 вообще разработала свою собственную. В разработке сейчас находятся RMS-системы «Аэрофлота», а также две системы для открытого рынка – ORS RMS и SAINA RMS. Заменили и софт для систем обслуживания на борту, в том числе работающий на планшетах бортпроводников – никаких больше Jeppesen и SITA.

Однако уход SITA ещё предстоит отработать: на решениях этого провайдера работала и система ACARS, и интернет на борту, и ряд специфических функций типа PNRGOV и PAXLST (отправка данных о пассажирам пограничным службам).

В аэропортах, в свою очередь, успешно заместили системы общего доступа (позволяющие интегрировать DCS разных авиакомпаний в едином интерфейсе на всех стойках регистрации, гейтах и т.п.) и системы обработки багажа – тут работают решения от ORS, ZAMAR и «Аэропортов регионов».

Замещение оставшегося ПО даст возможности для развития российским разработчикам. В перспективе же представители отрасли видят выходы на доступные международные рынки. Под ними, очевидно, понимают в первую очередь страны СНГ, хотя по мере дальнейшей деглобализации их количество может расти. При этом основной фокус сейчас будут делать на реинтеграции российской авиации в международную среду, то есть, восстановлении интерлайн-соглашений и код-шера на базе нового софта, процесс разработки и внедрения его идёт полным ходом.

PSS российской авиакомпании на примере S7 Airlines

Илья Шатилин

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Comment
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Александр
Александр
1 год назад

Ничего не понятно, но очень интересно