Россию «выкинули» из программы российско-китайского самолёта

Западные СМИ радостно пишут о том, что Россию «выкинули» из совместной российско-китайской программы широкофюзеляжного самолёта CR929. На прошедшем авиашоу в Ле Бурже на стенде китайской авиастроительной корпорации COMAC макет CR929 демонстрировался без собственно надписи «CR929» и без логотипа российского партнёра – ОАК. Проект стал «безымянным» и обозначается как «дальнемагистральный широкофюзеляжный самолёт», на нём везде написано просто «COMAC wide-body». Лётно-технические характеристики у него остались такими же, как у CR929: дальность до 12 000 км, вместимость от 280 до 320 пассажиров.

Упоминание ОАК и название CR929 остались только на сайте китайских авиастроителей, при этом некий анонимный источник из авиаотрасли рассказал малоизвестному англоязычному сайту The Air Current (с посещаемостью 86 тыс. человек в месяц, это в три раза меньше, чем у Frequentflyers.ru) о том, что китайцы решили заниматься проектом широкофюзеляжного самолёта без участия России. Собственно, это первоисточник, на основе которого строятся все дальнейшие публикации о «выкидывании». А второй «первоисточник» – это Telegram-канал «ё-Пром», который на основании картинки с выставки написал «Похоже, дороги COMAC и ОАК/Ростеха окончательно расходятся, оставляя лишь возможность какой-то кооперации». Это процитировал сайт ixbt.com, на который, в свою очередь, тоже ссылаются зарубежные издания.

Между тем ещё в августе 2022 года глава ОАК Юрий Слюсарь говорил о том, что «формат участия будет актуализирован», в том числе из-за санкционного давления. А Денис Мантуров, глава Минпромторга, в декабре 2022 года говорил о сокращении участия российской стороны в проекте. При этом в сентябре 2022 года главный конструктор семейства COMAC C919 Ву Гуаньсинь на конференции WDCC в Шанхае заявил о том, что работы по совместному российско-китайскому самолёту CR929 перешли в стадию предварительного проектирования. До этого 29 июня 2022 года вице-премьер Юрий Борисов сообщил о том, что Россия сокращает своё участие в проекте, потому что тот идёт «в принципе не в том русле, которое нас устраивает». Однако о выходе из проекта он не заявлял, отметив лишь, что у китайцев больше потребностей, чем у нас. А 5 мая 2022-го китайский посол в России Чжан Ханьхуэй, наоборот, назвал CR929 одним из важнейших совместных проектов двух стран и сообщил, что на данный момент стороны уже достигли консенсуса по основным вопросам, таким как инвестиции, проектирование и разделение труда по выполнению НИОКР, совместные исследования и разработки продвигаются гладко и стабильно. А глава Минпромторга Денис Мантуров 17 июня на ПМЭФ-2022 подтвердил, что проект в силе, но проект будет переориентирован на использование только российских и китайских комплектующих.

Что это значит на самом деле? На самом деле самолёт действительно станет формально китайским – ну, примерно как «Добрый Кола» – это формально российский, а вовсе никакой не американский продукт, это никакая не «Кока-Кола», вам показалось. То есть, участие России в проекте не афишируется.

Российская сторона будет по-прежнему поставлять композитное крыло, ряд других элементов планера, и т.п.: китайцы сами их не производить не могут. В проекте CR929 Китаю как раз и нужен опыт российских конструкторов по проектированию планера (не путать с планёром), силовой структуры фюзеляжа, аэродинамическим расчётам и т.п. – запад этими технологиями с Китаем не поделится. Но конструкторскую документацию ОАК передавать не будет. Для нас это в целом хорошо: мы делаем и продаём то, что умеем, при этом раз нет совместного предприятия – значит, не тратимся на инвестиции в проект. То, чего мы не умеем – например, двигателей требуемой мощности – мы не делаем, китайцы их берут у мировых лидеров. По крайней мере, пока берут: потому что в санкционной войне они, очевидно, станут следующими. За счёт того, что никто не перетягивает одеяло на себя, а также международной кооперации, самолёт полетит гораздо быстрее, чем если его компонентами будет заниматься наш авиапром: он и так бросил все ресурсы на импортозамещение «Суперджета» и МС-21, и объективно ресурсов на ещё один проект нет. А для протяжённых маршрутов  наклепают Ил-96.

Старый макет CR929 с логотипом ОАК

Проблема только в том, что даже при наличии значительного количества российских компонентов CR929 – вернее, теперь уже, видимо, C929 – не будет поставляться российским авиакомпаниям. Во-первых, потому, что весь объём производства способен поглотить внутренний рынок Китая, во-вторых, достаточно, например, американских двигателей, чтобы поставки этих самолётов в Россию были запрещены.

Что ж, посмотрим, что из этого получится. Полететь новый лайнер должен в начале 2030-х годов.

Илья Шатилин

3.7 12 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

9 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Максим
Максим
11 месяцев назад

Если не начнет сажать взяточников и откатчиков, а лучше расстреливать, с нами даже Китай и Вьетнам дела иметь не захотят!

Сердитый
Сердитый
11 месяцев назад

Понятно…и здесь слив

Пенсионер
Пенсионер
11 месяцев назад

Зато Китай наш лучший друг и готов помогать нашей единственной сырьевой экономики в приобретении нашего сырья по бросовым ценам

Последний раз редактировалось 11 месяцев назад Пенсионер ем
Геннадий
Геннадий
11 месяцев назад
Ответить на  Пенсионер

Не, там с Индией у них соревнование идёт — кто дешевле купит. И расплатится… ничем.
Вот Индия, например, расплачивается с нами рупиями. За которые нам ничего не продаёт. Зато мы Индию буквально «залили» дешёвой нефтью фактически забесплатно. Которую она — Индия — или напрямую перепродаётс с наценкой, или перерабатывает (как, кстати, индийский филиал Лукойла поживает? сколько денег выделил на ВСУ?) и продаёт готовые нефтепродукты. И в Европу, и в США. Нашим врагам. С которыми мы, вроде как, воюем…

Равиль
Равиль
11 месяцев назад

Тому , кому интересны эти новости не надо объяснять разницу между планером и планёром.

Тимур
Тимур
11 месяцев назад

Наклепают Ил-96!? Это вам не сковородки , Нихрена не наклепают! Пока все в разговоры. А разговоры -это и есть нихрена!

Диана
Диана
11 месяцев назад

Китайцы молодцы, они просто не нарываются, но продолжают сотрудничать. Наверняка были созданы «подставные» фирмы на территории Китая, которые будут упоминаться как поставщики во всех документах, а по факту нужное будет везтись из РФ. И наши просто ушли из инвесторов, действительно свое бы осилить в виде ТУ и МС.

Геннадий
Геннадий
11 месяцев назад

Никто ИЛ-96 «клепать» не собирается — при капитализме на данный самолёт у наших авиакомпаний спроса нет: 4 прожорливых, шумных, низкоресурсных двигателя ПС-90А плюс три члена экипажа делают эксплуатацию экономически не выгодной.
Планируется из узкофюзеляжного среднемагистральника МС-21 «вырастить» дальнемагистральную версию. Эдакий современный аналог ИЛ-62. Да и на разработке нового самолёта можно денег спилить…

Алексей Андреевич
Алексей Андреевич
7 месяцев назад

Статья интересная и информативная. Материал даётся понятно, воды нет. Редактура видна. Считаю, на сегодняшний день она лучшая. Остаётся надеется, что мы не потеряем в этом проекте огромные деньги, с учётом консолидации, как с с самолётами марки «СУ».