Как Lufthansa и Air France пытались создать совместную авиакомпанию

Можете ли вы себе представить, чтобы два крупных конкурирующих национальных перевозчика из разных стран создали совместное предприятие, которое при этом просуществовало бы всего шесть лет и было закрыто из-за убыточности? И не абы каких перевозчика, а сами Air France и Lufthansa? Нет? Тогда вы ничего не слышали про их совместную авиакомпанию Euroberlin, в которой французам принадлежал 51%, а немцам 49%.

Дело было вот как. После окончания войны Западный Берлин хоть и формально считался городом-государством, де-факто стал эксклавом ФРГ, окружённым ГДР, при этом союзники подписали соглашение, согласно которому внутренние рейсы между двумя его аэропортами – Тегелем и Темпельхофом – могли выполнять только авиакомпании из стран, контролировавших Западный Берлин: то есть, из Великобритании, США и Франции. Lufthansa же летать не могла. Поэтому долгое время из Берлина в ФРГ можно было улететь рейсами, например, Pan Am и British European Airways. Пыталась летать и Air France на «Каравеллах», но эти рейсы были быстро закрыты из-за убыточности (пассажиропоток между Берлином и ФРГ в 70-80-е годы лишь сокращался) – так что французы продолжали летать только между Берлином и Парижем-Орли. Сначала на тех же «Каравеллах», позднее на «Боингах 727-200».

Однако во второй половине восьмидесятых пассажиропоток из Западного Берлина стал расти, поэтому Air France вновь заинтересовалась перевозками оттуда в ФРГ, тем более к тому времени Pan Am сильно утратила позиции (напомним, в 1991 году она и вовсе закрылась). А в 1989 году должно было начаться объединение Германии, которое стало решающим: Air France решила быстренько «застолбить место» под базу в Берлине, предвкушая огромный рост спроса на авиаперевозки, пока это не сделали другие авиакомпании. То есть, сложилась уникальная ситуация, когда Air France ещё могла летать из Берлина, а Lufthansa, наоборот ещё не могла.

В результате французы предложили немцам создать совместное предприятие, в котором Air France получала контрольный пакет акций и поэтому новоиспечённая авиакомпания Euroberlin France считалась французской, головной офис также находился в Париже.

Для полётов взяли в мокрый лизинг (то есть, с экипажами) 4 самолёта Boeing 737-300 британской авиакомпании Monarch, ливрею придумали «смешанную»: в ней был и круг Lufthansa, и цвета Air France. Первый рейс из Тегеля вылетел 7 ноября 1988 года. Основными направлениями стали Кёльн/Бонн, Франкфурт-на-Майне, Мюнхен и Штутгарт. Чуть позже добавился пятый самолёт и рейсы в Гамбург и Дюссельдорф. А по выходным летали чартеры на средиземноморские курорты.

К началу 1990 года у Euroberlin было уже 7 самолётов, а к концу того же года целых 10; авиакомпания стала третьим по величине перевозчиком Тегеля. При этом, несмотря на среднюю загрузку рейсов в 60%, она умудрялась предлагать более низкие тарифы по сравнению с конкурентами и при этом даже быть прибыльной.

Однако в объединенной Германии Air France уже не имела никаких преимуществ, поэтому в конце 1990 года французы продали свой 1% немцам: в итоге оба перевозчика получили паритет. Слово France из названия тоже убрали: авиакомпания стала называться просто Euroberlin. При этом рынок изменился, в Берлин летала сама Lufthansa, причём на ряде рейсов она использовала самолёты и экипажи Euroberlin. Постепенно немцы пришли к осознанию ненужности совместной «дочки»: зачем нужно две авиакомпании, если достаточно одной? К тому же, им было идеологически важно наращивать собственное присутствие в новой столице объединённой Германии, поэтому Euroberlin стал «чемоданом без ручки». Lufthansa фактически отстранилась от участия в делах авиакомпании, и та быстро захирела, прекратив полёты 29 октября 1994 года. К тому времени у авиакомпании оставалось три самолёта с британской регистрацией, их вернули обратно в Monarch, где они ещё долго летали на чартерных рейсах.

4.9 8 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии