100 лет автожиру: что это за летательный аппарат, доступный каждому

Сегодня исполняется 100 лет со дня первого полёта первого автожира: 9 января 1923 года Cierva C4, построенный испанским инженером Хуаном де ла Сьерва, поднялся в воздух в городе Мурсия и преодолел расстояние в 180 метров. Что было дальше, как устроен автожир и почему сегодня он доступен практически каждому – рассказываем в нашем материале:

В 1925 году модернизированную версию автожира под названием C6 изобретатель продемонстрировал британскому Министерству авиации на аэродроме Фарнборо, после чего его пригласили работать в Великобританию, где он совместно с авиастроительной компанией Avro организовал серийное производство автожиров.

Массовое применение автожиры нашли на фронтах Второй мировой войны – их использовали ВВС Великобритании, Германии, Японии. Эскадрилья из пяти автожиров была и в СССР, хотя эти летательные аппараты изначально создавались с прицелом на использование в лесном и сельском хозяйстве: для распыления химикатов над посадками. Тут автожир был эффективнее самолёта, потому что не требовал подготовленных аэродромов для взлёта и посадки, а поток воздуха от винта направлял химикаты вертикально вниз.

Автожир внешне похож на вертолёт, но принцип полёта у него другой: несущий винт вращается не двигателем, а за счёт авторотации от набегающего потока воздуха. Вперёд же автожир тянет (или толкает) обычный винт, как на самолёте.

За счёт простоты конструкции автожир гораздо дешевле самолёта и вертолёта (он настолько простой, что чертежи автожира в советское время публиковались в журнале «Юный техник» и теоретически его можно было построить самому из спичек и желудей). Кроме того, он проще в управлении и безопаснее – по крайней мере, теоретически, потому что при отказе двигателя автожир может совершить мягкую посадку. Есть и минусы: необходим мощный двигатель, и расход топлива гораздо выше, чем у самолётов и вертолётов, поэтому уделом автожиров (особенно после изобретения вертолётов) осталась преимущественно малая авиация – летательные аппараты на 1-2 человек.

Сейчас наблюдается возрождение интереса к автожирам – в качестве патрульных машин, городского аэротакси и т.п. Концепция автожира также лучше всего подходит для «летающих автомобилей»: например, голландский PAL-V  со складывающимся винтом в 2022 году получил сертификат транспортного средства для использования на дорогах общего пользования и находится в финальной стадии сертификации в EASA в качестве воздушного судна. Дальность полёта с крейсерской скоростью 140 км/ч составляет 400-500 км, потолок – 3500 м, для взлёта нужен участок дороги протяжённостью 180 метров, для посадки – 30. Двухсотсильный двигатель работает на обычном 95-м бензине.

Новый автожир сегодня стоит примерно столько же, сколько автомобиль. Его можно хранить в обычном гараже и возить на прицепе.

0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии