Как я летал на самом современном в России авиатренажёре

На днях мне удалось полетать на самом современном авиатренажёре в России. Это CAE 7000XR: тренажёр Boeing 737, который в этом году появился у «Победы». Стоит такой тренажёр порядка 15 миллионов долларов: за такие деньги можно и настоящий «Боинг» купить, правда, не новый.

Размером тренажёр с хороший трёхэтажный дом

Аппарат смонтировали в отдельном здании рядом с тренажёрным центром «Аэрофлота» недалеко от аэропорта Шереметьево. Смонтировали его ещё в январе вместе с канадскими специалистами и перешли к пусконаладочным работам.

Заходить на тренажёр нужно по трапу, затем он убирается

В феврале канадцы сбежали. Завершать ввод тренажёра в эксплуатацию и сертифицировать его в Росавиации специалистам «Победы» пришлось самостоятельно и с апреля он начал работу. Раньше пилоты лоукостера тренировались в основном в учебном центре Boeing в Сколкове, где стоят тренажёры Thales середины 2000-х годов (и один CAE для Boeing 777), однако минувшей весной они превратились в груду бесполезного металлолома: сами тренажёры остались на месте, но кто-то заботливо вытащил из них жёсткие диски с софтом, а без софта далеко не улетишь. Но теперь и не надо: для своих пилотов «Победе» вполне хватает собственного тренажёра.

Пилотам предписывается беречь тренажёр

Например, не есть за штурвалом: это вам не Airbus, столиков нет.

Честно говоря, я ожидал, что тренажёр 2020 года выпуска порадует фотореалистичной графикой, примерно как в MS Flight Simulator 2020 на максималках. Но на самом деле карт, где была бы детально прорисована каждая статуя, нет, да они и не нужны. Реалистично на основе спутниковых снимков прорисован рельеф, а также аэродромная инфраструктура. Любителям воздушных экскурсий лучше играть в компьютерные игры, где как раз есть детальные модели некоторых городов. Здесь же даже при повторении посадки на Неву вместо Петропавловской крепости какой-то квадратный небоскрёб. Потому что пилоты ходят на тренажёр не архитектурой любоваться, а тренироваться.

Ландшафты при этом очень красивые

Главная же реалистичность новейшего тренажёра тут заключается в первую очередь в физике: ощущения действительно такие же, как в настоящем самолёте, а не на каких-нибудь закрытых качелях. Серьёзно, в старых тренажёрах (и уж тем более в общедоступных тренажёрах-аттракционах) всё-таки периодически возникает ощущение, что ты на платформе на земле. Например, при имитации торможения понимаешь, что на самом деле тренажёр «клюнул носом» и ты наклонился вниз. А тут кажется, что ты действительно тормозишь, а не опрокидываешься. Передаются все малейшие вибрации – вплоть до того, что когда ты выпускаешь закрылки, то телом чувствуешь срабатывание привода.

Разница по сравнению с настоящим самолётом — в том, что панель радиосвязи развёрнута…

…и что за спиной у тебя не 189 пассажиров, а кресло инструктора

Или при помпаже кто-то пинает самолёт так, что действительно становится страшно. Хотя я как раз узнал, что на самом деле ничего страшного нет. Мы тренировали ситуацию со столкновением с птицами на взлёте, при которой начинается помпаж одного двигателя, а второй просто горит. С точки зрения пассажира это же жуть: горит двигатель! А с точки зрения пилота – пусть горит, если работает. Потому что если двигатель потушить (логично же, ведь на борту есть система пожаротушения), то запустить его потом в воздухе вы не сможете – например, потому, что при тушении полностью перекрывается подача топлива. А на другом у вас помпаж, то есть, его нужно перевести в режим малого газа, и тяги его при этом недостаточно.

Пожарная сигнализация работает, сквок 7700 выставлен!

И вот вы летите благодаря тяге горящего двигателя. Чтобы самолёт не разворачивало, триммируете руль направления, и… и дальше, в общем-то, ощущения примерно такие же, как при полёте на полностью исправном самолёте. Зашли да сели, «Героев России» никто не дал. Обычная работа пилотов может восприниматься пассажирами как героизм, но тренажёр позволяет отрабатывать все мыслимые отказы; действия в нештатных ситуациях и при полётах в сложных метеоусловиях оттачиваются до автоматизма – собственно, для этого он в первую очередь и нужен. Тогда любая ситуация в небе воспринимается как обычная: ведь ты уже много раз с ней сталкивался и знаешь, что нужно делать. Каждый пилот обязательно проходит тренажёрную подготовку раз в полгода, в «Победе» дополнительные занятия проводятся даже чаще.

Панель программирования отказов и нештатных ситуаций

А начинающим пилотам главное запомнить, что самолёт — это как мотоцикл: куда смотришь, туда и едешь, то есть, летишь. Поэтому при посадке смотреть нужно вперёд, а не вниз, тогда не будешь козлить по полосе:

Илья Шатилин

5 1 голос
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

2 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Канадец
Канадец
1 год назад

Смонтировали его ещё в январе вместе с канадскими специалистами и перешли к пуско-наладочным работам. (пишется — пусконаладочным)
В феврале канадцы сбежали. (не «сбежали», а отказались от договорных обязательств ввиду форс-мажора)