МС-21 отложили на потом

Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) получила повод для очередной отсрочки массового производства новых российских самолётов МС-21. Оно будет запущено не ранее 2024 года. В этом году должна была начаться коммерческая эксплуатация четырёх самолётов в авиакомпании «Россия». Планировалось, что первый борт передадут заказчику весной, а полёты начнутся в июле. Однако теперь поставки сдвинуты на конец года, и самолётов будет не четыре, а два. Дело в том, что двигатели на этих самолётах – американские Pratt&Whitney, их поставки прекращены: по данным одних источников, из-за санкций, по данным других – из-за того, что оплатили только 2 комплекта из 20 заказанных. Не будет и запчастей – то есть, самолёты встанут у забора при первой же поломке; детали для этих двигателей получить по «серым» каналам через третьи страны будет крайне сложно.

Версия МС-21 с российским двигателем ПД-14 ещё даже не сертифицирована, сейчас проходят лётные испытания, при этом серийное производство этих двигателей в достаточных количествах пока не налажено. И дело не только в двигателях: порядка 40% компонентов в МС-21 – иностранного производства, и на импортозамещение уйдёт много времени. Как и «Суперджет», этот самолёт создавался в международной кооперации, что упростило бы его сертификацию за рубежом и выход на международные рынки. Однако это же и сделало российские самолёты крайне уязвимыми для санкций. К счастью, их ввели не одномоментно – так, доступ к импортным композитным материалам был перекрыт ещё в 2018 году и в 2021 году был построен первый МС-21 из отечественных композитов; в 2020 году нам отказались поставлять авионику и т.п. – то есть, необходимость импортозамещения была осознана ещё несколько лет назад и работы в этом направлении уже велись.

Трудно сказать, не являются ли постоянные сдвиги сроков следствием намеренного саботажа, но главные выгодоприобретатели в сложившейся ситуации – Airbus и Boeing, которым явно не нужен конкурент, превосходящий (по крайней мере на бумаге) A320 и B737 в экономичности (композитное крыло), безопасности (активная боковая ручка управления, т.е. сайдстик с обратной связью) и комфорте для пассажира (ширина салона). Проблема только в том, что в необходимых российскому рынку количествах МС-21 будет произведён в лучшем случае к середине 2030-х годов: планировалось выйти на 3 самолёта в месяц в 2025 году, теперь этот срок будет сдвинут на 2027-2028 гг, а сколько ещё «протянут» 500 с лишним оставшихся в стране узкофюзеляжных иномарок без официальных поставок запчастей?

Илья Шатилин

4.5 2 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

2 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Иван Никитич Никитин
Иван Никитич Никитин
8 месяцев назад

Тааак))) Вот и выяснилось, что всё же и у «гораздо более отечественного» самолёта 40% иностранных деталей… Опять те же грабли, что и SSJ… Увы… Зато на словах все эти 10 лет как красиво всё звучало: полностью отечественный самолёт, более 90% российских компонентов… Пи…болы!)))

kjhjklhkljh
kjhjklhkljh
8 месяцев назад

И почему я не удивлён?

abs.jpg