Плату за внесение изменений в авиабилеты признали незаконной

Роспотребнадзор счел нарушением закона о защите прав потребителей взимание авиакомпаниями платы за изменение данных пассажиров в билетах. Предостережение о недопустимости такой практики ведомство вынесло авиакомпании Nordstar. «Получены сведения о наличии в действиях АО «Авиакомпания «Нордстар» признаков нарушения закона «О защите прав потребителей», выразившихся в навязывании потребителю платной дополнительной услуги по внесению изменения в отчество пассажира, стоимость которой была установлена авиаперевозчиком в размере 1 тыс. рублей», — цитируют «Известия» документ Роспотребнадзора.

Суть вот в чем: авиакомпания самостоятельно исправила обнаруженную ошибку в отчестве пассажира, но потребовала заплатить за это 1000 рублей. Когда пассажир отказался платить, его не зарегистрировали на рейс и он остался в аэропорту вылета. По оценкам Общероссийского объединения пассажиров, с такой проблемой ежегодно сталкивается порядка 100 тыс. россиян.

Впрочем, предостережение Роспотребнадзора не стоит трактовать как повод отменить плату за изменения данных пассажира, и вот почему:

Поскольку речь идет о «навязывании услуги», ведомство, по всей видимости, имело в виду сам факт оказания платной услуги без согласия пассажира, а не принципиальное существование этой самой платной услуги. Дело в том, что в России не запрещено платное изменение данных пассажира, и у большинства авиакомпаний такая услуга есть, и стоит она от 500 рублей у «Уральских авиалиний» до 5000 рублей у «Победы». В ряде случаев у «Аэрофлота» и S7 можно изменить данные бесплатно, но только если билет не переоформляется на другого пассажира.

При этом не существует никаких четких регламентов по изменениям. Например, понятно, что Карл Маркс и Фридрих Энгельс – это два совершенно разных человека. А вот Катерина и Екатерина, Елена и Алена, или более экзотические Азула и Азура – это тоже разные имена, но отличающиеся всего одной буквой.

Многие слышали про рекомендацию ИАТА, согласно которой допускается исправление не более трех ошибок, не меняющих сути фамилии или имени, но она имеет статус рекомендации, а не закона, так что ни о какой юридической силе речи не идет. На практике решение принимается конкретным сотрудником аэропорта в зависимости от его собственных представлений об ономастике. Поэтому были случаи, например, когда Александра не пускали на рейс из-за того, что он в брони записан как Alexander, а не Aleksandr – причем это было в российском аэропорту, где сотрудники явно понимали, что Саша – он и есть Саша.

А в зарубежных аэропортах иной раз не понимают, что отчество, введенное в одно поле с именем (а оно во многих DCS отображается на посадочном талоне слитно с именем) – это именно отчетство. Где оно в загранпаспорте? Вы ILIA, а не ILIAALEKSANDROVICH, идите домой! Зато ILIA SHATILIN и IULIIA SHATILINA вполне могут пройти за три ошибки.

Стоит отметить, что в большинстве случаев никто не вчитывается в каждую букву и не обращает внимания на другие данные – номер паспорта или дату рождения, иной раз можно даже улететь по просроченному паспорту, но мы, естественно, не рекомендуем играть в такую «русскую рулетку», рассчитывая, что сотрудник ничего не заподозрит.

Законодательно принципы внесения изменений в данные пассажиров никак не регламентированы. Попытки повлиять на ситуацию пыталось в феврале этого года Общероссийское объединение пассажиров, которое попросило Минтранс обязать перевозчиков бесплатно вносить до двух правок в авиабилет на внутренних рейсах: не более одной буквы в фамилии и не более одной цифры в номере паспорта по аналогии с железнодорожными билетами. Однако Минтранс эту инициативу не поддержал, сославшись на то, что в авиаперевозках существует понятие регистрации на рейс, а для ее прохождения все данные в билете и документах должны совпадать.

Илья Шатилин

0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Comment
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Внимательный
Внимательный
2 лет назад

так и в ПИД есть регистрация